Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Истоки эстрадного искусства

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 825-826

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Истоки эстрадного искусства

Эс­т­ра­да Рос­сии ухо­дит кор­ня­ми в кре­сть­ян­ский и го­род­ской фольк­лор, в твор­че­ст­во ско­мо­ро­хов, по­яв­ле­ние ко­то­рых по­ло­жи­ло на­ча­ло раз­ви­тию рус­ской сме­хо­вой куль­ту­ры, тес­но пе­ре­се­кав­шей­ся с кар­на­валь­ной ни­зо­вой нар. куль­ту­рой и от­ра­зив­шей­ся в фольк­ло­ре в раз­лич­ных зре­лищ­ных фор­мах: нар. гу­ляни­ях, ба­ла­га­нах, в ку­коль­ном те­ат­ре Пет­руш­ки, в мо­но­ло­гах ра­ёш­ни­ков, мас­ле­нич­ных де­дов и др.

Н.Ф. Балиев на сцене театра «Летучая мышь».

На ру­бе­же 18–19 вв. при­об­ре­ли по­пуляр­ность сна­ча­ла сю­жет­ные, а за­тем и бес­сю­жет­ные те­ат­раль­ные ди­вер­тис­мен­ты, ко­то­рые да­ва­лись в до­пол­не­ние к осн. про­грам­ме пред­став­ле­ния и бы­ли при­зва­ны дро­бить при­выч­ные те­ат­раль­ные фор­мы (тра­ге­дию, ко­ме­дию, дра­му, ба­лет, опе­ру), пред­ла­гая вни­ма­нию ве­сёлое «ме­ж­ду­дей­ст­вие», ин­тер­ме­дии, раз­лич­ные ан­тракт­ные раз­вле­че­ния. В ди­вер­тис­мен­тах при­ни­ма­ли уча­стие оперные, ба­лет­ные и дра­ма­ти­че­ские ар­ти­сты. Эта фор­ма ста­ла уни­вер­саль­ной как для ни­зо­вой, так и для свет­ской куль­ту­ры и яв­ля­лась при­выч­ной при­над­леж­но­стью про­грамм ка­зён­ных те­ат­ров. Сре­ди яр­ких фи­гур ди­вер­тис­мент­ной эс­т­ра­ды: рас­сказ­чи­ки – И. Ф. Гор­бу­нов, Л. И. Гра­дов-Со­ко­лов; ку­пле­ти­сты – Н. О. Дюр, И. И. Мо­на­хов; ар­ти­сты опе­рет­ты – В. А. Ля­до­ва, В. В. Зо­ри­на.

К нач. 1900-х гг. в сбор­ных кон­цер­тах не­ред­ко уча­ст­во­ва­ли вы­даю­щие­ся мас­те­ра дра­ма­ти­че­ской сце­ны: В. Н. Да­вы­дов, М. Н. Ер­мо­ло­ва, М. Г. Са­ви­на, Б. С. Бо­ри­сов, В. И. Ка­ча­лов, И. М. Мо­ск­вин, вы­сту­пав­шие с мо­но­ло­га­ми из спек­так­лей, чте­ни­ем сти­хов, рас­сказов. Опер­ные арии, ро­ман­сы, нар. пес­ни ис­пол­ня­ли луч­шие го­ло­са Рос­сии – Н. Н. Фиг­нер, Ф. И. Ша­ля­пин, А. М. Да­вы­дов и др. Ук­ра­ша­ли ди­вертис­мент и спе­ци­аль­но под­го­тов­лен­ные для кон­церт­ной эс­т­ра­ды ба­лет­ные но­ме­ра (напр., «Уми­раю­щий ле­бедь» А. П. Пав­ло­вой в по­ста­нов­ке М. М. Фо­ки­на). В ис­пол­не­нии хо­ров и не­боль­ших «се­мей­ных» ан­самб­лей зву­ча­ла рус. пес­ня, яр­ко пред­став­лен­ная в ис­кус­ст­ве Н. В. Пле­виц­кой, вы­сту­пав­шей в ка­фе­шан­та­нах, а за­тем на сто­лич­ных кон­церт­ных пло­щад­ках. Осо­бое ме­сто за­ни­мал цы­ган­ский ро­манс, про­сла­вив­ший та­ких ис­пол­ни­те­лей, как В. В. Па­ни­на, А. М. Да­вы­дов, А. Д. Вяль­це­ва, Н. И. Та­ма­ра, Ю. С. Мор­фес­си и др. Раз­го­вор­ный жанр был пред­став­лен рас­сказ­чи­ка­ми и ку­пле­ти­ста­ми, за­няв­ши­ми гла­вен­ст­вую­щее по­ло­же­ние в про­грам­мах. Уча­стие из­вест­ных ар­ти­стов (С. Ф. Сар­ма­то­ва, С. А. Со­коль­ско­го, Ю. В. Убей­ко и др.) оп­ре­де­ля­ло ус­пех про­грам­мы в це­лом. Изо­бре­те­ние и бы­строе рас­про­стра­не­ние грам­за­пи­си спо­соб­ст­во­ва­ло по­пу­ляр­но­сти ар­ти­стов.

К нач. 20 в. эс­т­ра­да ста­ла фе­но­ме­ном но­вой го­род­ской куль­ту­ры Рос­сии. По­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние «ки­но­ди­вер­тис­мен­ты» – ко­рот­кие эс­т­рад­ные про­грам­мы как до­пол­не­ние к не­мо­му филь­му; за­им­ст­во­ван­ные в Ев­ро­пе фор­мы кол­лек­тив­ных уве­се­ле­ний и раз­влече­ний – ка­фе­шан­та­ны, от­кры­тые са­до­вые эс­т­ра­ды, варь­е­те, ка­ба­ре и др., ко­то­рые пе­ре­ос­мыс­ли­ва­лись, адап­ти­ро­ва­лись к ус­ло­ви­ям рос. дей­ст­ви­тель­но­сти, за­про­сам ау­ди­то­рии. Так воз­ник­ли пер­вые оте­че­ст­вен­ные ка­ба­ре («Ле­ту­чая мышь», 1908, – в Мо­ск­ве; «Кри­вое зер­ка­ло», 1908, «Дом ин­тер­ме­дий», 1910, «Бро­дя­чая со­ба­ка», 1912, «При­вал ко­ме­ди­ан­тов», 1916, – в С.-Пе­тер­бур­ге), где впер­вые бы­ла оп­ро­бо­ва­на идея те­ат­ра ма­лых форм, те­ат­ра па­ро­дии. Здесь же впер­вые поя­ви­лась фи­гура ве­ду­ще­го эс­т­рад­ной про­грам­мы – кон­фе­ран­сье, раз­вле­кав­ше­го пуб­ли­ку им­про­ви­за­ция­ми, шут­ка­ми, анек­до­та­ми. Пер­вым в этом жан­ре был соз­да­тель «Ле­ту­чей мы­ши» Н. Ф. Ба­ли­ев, за­тем А. Г. Алек­се­ев, Ф. Н. Ку­ри­хин, К. Э. Гибш­ман. Куль­тур­ную мис­сию бо­гем­ных ка­ба­ре стре­ми­лись про­дол­жить и те­ат­ры ми­ниа­тюр. В 1914 ра­бот­ни­ки те­ат­ров-варь­е­те и цир­ка соз­да­ли пер­вое доб­ро­воль­ное про­фобъ­е­ди­не­ние – Рос. об­ще­ст­во ар­ти­стов варь­е­те и цир­ков (РОА­ВиЦ).

Вернуться к началу