Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Реформы образования в начале 19 века

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 678-679

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Реформы образования в начале 19 века

Казанский университет. 1832–41. Архитектор М.П. Коринфский.

Пер­вая фун­да­мен­таль­ная ре­фор­ма про­све­ще­ния в Рос­сии бы­ла под­го­тов­ле­на в нач. 19 в. бли­жай­шим ок­ру­же­ни­ем Алек­сан­д­ра I (М. М. Спе­ран­ский, В. Н. Ка­ра­зин и др.) как часть об­щих пре­об­ра­зо­ва­ний в стра­не. Соз­да­ва­лась ие­рар­хи­че­ская школь­ная сис­те­ма (вклю­ча­ла 4 сту­пе­ни), рас­пре­де­лён­ная по учеб­ным ок­ру­гам (Пе­тер­бург­ский, Мо­с­ков­ский, Бе­ло­рус­ский, Ли­тов­ский, Дерпт­ский, Ка­зан­ский и Харь­ков­ский). Ру­ко­во­дя­щая роль от­во­ди­лась уни­вер­си­те­там. На об­ще­го­су­дар­ст­вен­ном уров­не сис­те­ма об­ра­зо­ва­ния под­чи­ня­лась Министер­ству на­род­но­го про­све­ще­ния (МНП; учре­ж­де­но в 1802; пер­вый ми­нистр – П. В. За­ва­дов­ский). Пре­ду­смат­ри­ва­лось 3 ти­па об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных школ – при­ход­ские шко­лы, уезд­ные учи­ли­ща и гим­на­зии.

Бы­ли ос­но­ва­ны пять но­вых уни­вер­сите­тов: Дерпт­ский (1802), Ви­лен­ский (1803–32), Ка­зан­ский (1804), Харь­ков­ский (1805), Пе­тер­бург­ский (1820). В ос­но­ве их дея­тель­но­сти, со­глас­но Ус­та­ву уни­вер­си­те­тов Российской им­пе­рии 1804, ле­жа­ли идеи уни­вер­си­тет­ской ав­то­но­мии, сво­бо­ды пре­по­да­ва­ния и де­мо­кра­тиз­ма: вы­бор­ность тай­ным го­ло­со­ва­ни­ем ре­к­то­ров и др. ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных лиц; пра­во уни­вер­си­те­та ут­вер­ждать учё­ные сте­пе­ни, от­кры­вать ка­фед­ры. Воз­глав­лял уни­вер­си­тет со­вет. При­ём в сту­ден­ты осу­ще­ст­в­лял­ся без со­слов­ных ог­ра­ни­че­ний. Ка­ж­до­му из уни­вер­си­те­тов под­чи­нял­ся учеб­ный ок­руг, да­ва­лось пра­во оп­ре­де­лять ор­га­ни­за­цию учеб­ных за­ве­де­ний, на­зна­чать учи­те­лей в гим­на­зии и учи­ли­ща сво­его ок­ру­га. Глав­ной за­да­чей уни­вер­си­те­тов бы­ла под­го­тов­ка юно­ше­ст­ва «для всту­п­ле­ния в раз­лич­ные государственные служ­бы». При уни­вер­си­те­тах соз­да­ва­лись вос­пи­та­тель­ные уч­ре­ж­де­ния – «бла­го­род­ные пан­сио­ны».

Царскосельский лицей (Александровский). Архитекторы И.В. Неёлов, Дж. Кваренги. 1789–91. Перепланировка под лицей архитектора В.П. Стасова. 1811.

В С.-Пе­тер­бур­ге бы­ли от­кры­ты: Прак­ти­че­ское лес­ное учи­ли­ще (ос­но­ва­но в 1803 в Цар­ском Се­ле; с 1811 ­Лес­ной институт в С.-Пе­тер­бур­ге, в 1848 по­лучил ста­тус ву­за; с 1929 Ле­со­тех­ни­че­ская ака­де­мия им. С. М. Ки­ро­ва), Пе­тер­бург­ский пе­да­го­ги­че­ский ин­сти­тут (1804; с 1816 Глав­ный пе­да­го­ги­че­ский ин­сти­тут), имел пра­ва уни­вер­си­те­та (с 1819 Пе­тер­бург­ский университет), Пе­тер­бург­ский прак­ти­че­ский тех­но­ло­ги­че­ский ин­сти­тут (1828; с 1896 Тех­но­ло­ги­че­ский институт); в Мо­ск­ве – Мо­с­ков­ское ре­мес­лен­ное учеб­ное за­ве­де­ние (1830; ны­не Мо­с­ков­ский го­су­дар­ст­вен­ный тех­ни­че­ский университет им. Н. Э. Бау­ма­на). В 1832 уч­ре­ж­де­на Ака­де­мия Ге­не­раль­но­го шта­ба, пер­вый об­ще­вой­ско­вой вуз в Рос­сии.

Для «от­лич­ней­ших вос­пи­тан­ни­ков дво­рян­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния» бы­ли от­кры­ты ли­цеи, да­вав­шие выс­шее об­ра­зова­ние: Цар­ско­сель­ский (1811, с 1844 Алек­сан­д­ров­ский), Ри­шель­ев­ский (Одес­са; 1817, пре­об­ра­зо­ван из Бла­го­род­но­го вос­пи­та­тель­но­го ин­сти­тута), Во­лын­ский (г. Кре­ме­нец; 1819, пре­об­ра­зо­ван из Выс­шей Во­лын­ской гим­на­зии), Не­жин­ский (ос­но­ван в 1820 как Гим­на­зия ­выс­ших на­ук, ли­цей с 1832), Де­ми­дов­ский (Яро­славль; 1833, пре­об­ра­зо­ван из Яро­слав­ско­го Де­ми­дов­ско­го выс­ших на­ук училища), Кат­ков­ский (Мо­ск­ва; 1868).

Пе­ред гим­на­зия­ми (4 го­да обу­че­ния) в ка­че­ст­ве од­ной из важ­ных ста­ви­лась за­да­ча под­го­тов­ки к по­сту­п­ле­нию в уни­вер­си­тет. Обу­че­ние име­ло об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ную на­прав­лен­ность, но ос­нов­ны­ми бы­ли гу­ма­ни­тар­ные дис­ци­п­ли­ны и ма­те­мати­ка. Гим­на­зия да­ва­ла пол­ное сред­нее об­ра­зо­ва­ние тем, кто со­би­рал­ся по окон­ча­нии за­нять­ся прак­ти­че­ской дея­тель­но­стью, пре­по­да­ва­лись ком­мер­ция, тех­но­ло­гия и два но­вых язы­ка. Уезд­ные учи­ли­ща (2 го­да) го­то­ви­ли к по­ступ­ле­нию в гим­на­зии, а так­же да­ва­ли де­тям «ре­аль­ные» зна­ния. Низ­шей сту­пе­нью об­ра­зо­ва­ния яв­ля­лись при­ход­ские учи­ли­ща (1 год), ко­то­рые мог­ли уч­ре­ж­дать­ся при ка­ж­дом цер­ков­ном при­хо­де. В них при­ни­ма­лись де­ти «вся­ко­го со­стоя­ния», без раз­ли­чия «по­лу и лет». Обу­ча­ли чте­нию, пись­му, уме­нию про­из­во­дить эле­мен­тар­ные ариф­ме­ти­че­ские дей­ст­вия; пре­по­да­ва­лись так­же За­кон Бо­жий, ос­но­вы при­ро­до­ве­де­ния и ги­гие­ны. Со­дер­жа­ли при­ход­ские учи­ли­ща ме­ст­ные вла­сти и са­мо на­се­ле­ние.

Ре­фор­мой пре­ду­смат­ри­ва­лось, что каж­дый гу­берн­ский го­род дол­жен иметь гим­на­зию, а уезд­ный – учи­ли­ще. Од­на­ко из-за ор­га­ни­за­ци­он­но-фи­нан­со­вых про­блем в 1825 из 533 го­ро­дов 131 не имел учеб­ных за­ве­де­ний.

Вернуться к началу