Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Я́ХВЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 792-793

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. В. Неклюдов

Я́ХВЕ, имя Бо­га Из­раи­ля. В евр. тек­сте Биб­лии имя пе­ре­да­ёт­ся че­тырь­мя со­глас­ны­ми бу­к­ва­ми: הוהי – «yod, hеy, waw, hеy» (т. н. тет­ра­грам­ма­тон). Со­глас­но Вет­хо­му За­ве­ту, смысл име­ни Бог от­кры­ва­ет Мои­сею при го­ре Хо­рив – «Я есмь су­щий» (Исх. 3, 14).

Со вре­ме­ни перс. вла­ды­че­ст­ва над Иу­де­ей (6 – 4 вв. до н. э.) воз­ник­ла тра­ди­ция не про­из­но­сить имя Я. вслух как в бо­го­слу­же­нии, так и в обы­ден­ной жиз­ни; в ка­че­ст­ве за­ме­ны на­ча­ли ис­поль­зо­вать вы­ра­же­ния «Гос­подь» (Адо­най, букв. «мой Гос­подь», в Сеп­туа­гин­те – кю­ри­ос) или «Имя» (Ха-Шем). Пра­виль­ное про­из­но­ше­ние име­ни бы­ло по­сте­пен­но ут­ра­че­но, ма­со­рет­ская фор­ма (см. Ма­со­ра) «Ие­го­ва» яв­ля­ет­ся ком­би­на­ци­ей кон­со­нант тет­ра­грам­ма­то­на и ог­ла­со­вок сло­ва «Адо­най» с крат­кой «е» (шва) под 1-й кон­со­нан­той (йод). Транс­крип­ция «Ях­ве» – об­ще­при­ня­тая на­уч. ре­кон­ст­рук­ция, ос­но­ван­ная на ря­де транс­крип­ций, встре­чаю­щих­ся в греч. тек­стах: Иао, Иа­о­ве / Иа­о­ваи.

Дис­кус­си­он­ным ос­та­ёт­ся зна­че­ние име­ни. В Вет­хом За­ве­те оно вы­во­дит­ся из за­пад­но­се­мит­ско­го гла­го­ла hjh «быть/на­хо­дить­ся» (ср.: Исх 3. 14), т. е. Бог ли­бо «Тот, Кто есть, су­ще­ст­ву­ет» (в по­ро­де каль, ср. Сеп­туа­гин­та: hoon «су­щий»), ли­бо «Даю­щий жизнь, бы­тие» (в кау­за­тив­ной по­ро­де хи­филь). Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ло объ­яс­не­ние име­ни Я. на ос­но­ве араб. эти­мо­ло­гии (од­но из зна­че­ний кор­ня hwj – «дуть, ве­ять»), ко­то­рое да­ёт пред­став­ле­ние о Я. как вла­ды­ке вет­ра, гро­мо­верж­це, по ти­пу бо­га Ваа­ла/Ха­да­да. Культ бо­га с име­нем Я. по­ми­мо древ­них ев­ре­ев встре­ча­ет­ся у др. за­пад­но­се­мит­ских на­ро­дов.

Лит.: Moor J. C. de. The rise of Yahwism: The roots of Israelite monotheism. Leuven, 1997.

Вернуться к началу