Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЯПОНИ́ЗМ

Авторы: А. В. Гусева
Дж. Уистлер. «Каприз в пурпурном и золотом № 2. Золотая ширма». 1864. Галерея Фрир (Вашингтон).

ЯПОНИ́ЗМ (франц. japonisme), на­прав­ле­ние в зап.-ев­роп. и амер. искус­ст­ве кон. 19 – нач. 20 вв., обу­слов­лен­ное влия­ни­ем ис­кус­ст­ва и куль­ту­ры Япо­нии. Про­яви­лось как в пря­мом за­им­ст­во­ва­нии мо­ти­вов, так и че­рез ин­тер­пре­та­цию ком­по­зи­ци­он­ных и ко­ло­ри­стич. схем в жи­во­пи­си, тех­нич. приё­мов в де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном иск-ве и т. д. Тер­мин вве­дён франц. кри­ти­ком и кол­лек­цио­не­ром Ф. Бюр­ти в 1872, опи­сав­шим ев­роп. ув­ле­че­ние Япо­ни­ей, воз­ник­шее по­сле про­ве­де­ния Все­мир­ных вы­ста­вок в Лон­до­не (1862) и в Па­ри­же (1867), где впер­вые бы­ли пред­став­ле­ны япон. нац. па­виль­о­ны. По­сле па­де­ния ба­ку­фу в 1867–68 на ев­роп. и амер. рын­ке поя­ви­лись про­из­ве­де­ния япон. де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва. В Ев­ро­пе во­шла в мо­ду япон. кси­ло­гра­фия укиё-э: гра­вю­ры со­би­ра­ли пу­те­ше­ст­вен­ни­ки (С. Н. Ки­та­ев, его кол­лек­ция ны­не – в ГМИИ) и творч. ин­тел­ли­ген­ция (Э. Ма­не, Э. Де­га, Т. Го­тье, Дж. Уи­ст­лер, У. Мор­рис, Э. Зо­ля и др.). В 1870-е гг. в му­зе­ях ор­га­ни­зо­вы­ва­лись экс­по­зи­ции япон. иск-ва. Уи­ст­лер офор­мил для Ф. Р. Лей­лан­да гос­ти­ную, где хра­ни­лась кол­лек­ция вост. фар­фо­ра («Пав­ли­нья ком­на­та», 1876–77; ны­не – в га­ле­рее Фрир в Ва­шинг­то­не). Клю­че­вую роль в по­пу­ля­ри­за­ции япон. иск-ва во Фран­ции сыг­рал худ. Ф. Брак­мон, ос­но­вав­ший «Об-во гра­фи­ков» (1862). Асим­мет­рич­ность, «кад­ри­ро­ван­ность» буд­то бы слу­чай­но вы­хва­чен­ной взгля­дом ком­по­зи­ции, не­обыч­ные «под­смот­рен­ные» ра­кур­сы, пло­ско­ст­ность, пус­той фон, ло­каль­ные цве­та, на­ро­чи­тая бес­сю­жет­ность – эти ка­че­ст­ва япон. гра­вю­ры уже в 1880-е гг. ста­ли со­став­ляю­щей ху­дож. язы­ка им­прес­сио­ни­стов и пост­им­прес­сио­ни­стов (Де­га, А. Ту­луз-Лот­ре­ка, П. Го­ге­на, К. Мо­не, В. Ван Го­га и др.), а позд­нее и груп­пы «На­би». Сле­дую­щий этап Я. свя­зы­ва­ют со сти­лем мо­дерн, где он силь­нее все­го про­явил­ся в де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном иск-ве (Л. К. Тиф­фа­ни, бр. Хер­тер в США, А. Ф. Тес­мар, Р. Ла­лик, Э. Грас­се во Фран­ции; Ч. Р. Ма­кин­тош; Г. Климт). К Я. при­над­ле­жат и ра­бо­ты О. Бёр­дс­ли.

Лит.: The Great wave: The influence of Japanese woodcuts on French prints. [N. Y., 1974]; Ни­ко­лае­ва Н. С. Япо­ния – Ев­ро­па: Диа­лог в ис­кус­ст­ве: Се­ре­ди­на XVI – на­ча­ло XX ве­ка. М., 1996; Wichmann S. Japonisme: The Japanese influence on western art since 1858. N. Y., 1999.

Вернуться к началу