Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭХНАТО́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 523

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. А. Ладынин

ЭХНАТО́Н (др.-егип. – По­лез­ный для Ато­на; пер­во­на­чаль­но Амен­хо­теп IV, др.-егип. – Амон до­во­лен; трон­ное имя Не­фер­хе­пе­ру­ра Уа­эн­ра – Пре­крас­ны об­ра­зы Ра, Един­ст­вен­ный для Ра), др.-егип. царь XVIII ди­на­стии (ок. 1365–1349 до н. э.). Вто­рой сын Амен­хо­те­па III, став­ший на­след­ни­ком по­сле смер­ти стар­ше­го бра­та Тут­мо­са. В на­ча­ле цар­ст­во­ва­ния был лоя­лен к тра­ди­ци­он­ным для XVIII ди­на­стии куль­там Фив (в т. ч. Амо­на-Ра), хо­тя при­да­вал осо­бое зна­че­ние куль­ту древ­не­го бо­га солн­ца Ра-Ха­рах­те. Ок. 1359 пе­ре­нёс сто­ли­цу во вновь вы­стро­ен­ный г. Ахе­та­тон («Го­ри­зонт Ато­на», комп­лекс Телль-эль-Амар­на; от­сю­да обо­зна­че­ние цар­ст­во­ва­ния Э. как амарн­ско­го вре­ме­ни и его ре­лиг. пре­об­ра­зо­ва­ний как амарн­ской ре­фор­мы). Стал воз­вы­шать по­чи­та­ние бо­га Ато­на (др.-егип. Itn – сол­неч­ный диск). С 1356 в тек­стах Ахе­та­то­на пе­ре­ста­ли упо­ми­нать­ся тра­диц. егип. бо­ги (в т. ч. не до­пус­ка­лось на­пи­са­ние име­ни Амо­на в име­ни от­ца Э.). С 1353 бы­ло за­пре­ще­но их по­чи­та­ние и ис­клю­че­но обо­зна­че­ние Ато­на сло­вом «бог» (как и царь, он име­но­вал­ся «пра­ви­тель»). Су­дя по все­му, Э. был глу­бо­ко убе­ж­дён в ис­тин­но­сти сво­ей ве­ры в Ато­на, счи­тал, что на­хо­дит­ся с ним в по­сто­ян­ном кон­так­те и что от ис­пол­не­ния во­ли Ато­на за­ви­сит ус­пех его дел, по­ла­гал, что тра­диц. егип. бо­ги Ато­ну вра­ж­деб­ны, од­на­ко дол­го не ре­шал­ся за­пре­тить их по­чи­та­ние, что­бы не вы­звать не­до­воль­ст­во в об­ще­ст­ве. По-ви­ди­мо­му, Э. не­тер­пи­мо от­но­сил­ся к пред­став­ле­ни­ям об ино­бы­тии (об осо­бом ми­ре бо­гов и о за­гроб­ном ми­ре) и счи­тал ре­аль­но су­ще­ст­вую­щим толь­ко зем­ной мир, в ко­то­ром не­по­сред­ст­вен­но на­хо­дил­ся и Атон. Тем не ме­нее по­чи­та­ние егип­тя­на­ми тра­диц. бо­гов со­хра­ня­лось в цар­ст­во­ва­ние Э. прак­ти­че­ски по­все­ме­ст­но.

Внеш­няя по­ли­ти­ка Э. сло­жи­лась не­удач­но. В 1-й пол. 1350-х гг. Еги­пет по­те­рял в вой­не с Ми­тан­ни Юж. Си­рию. Ок. 1356–55 в ре­зуль­та­те по­ра­же­ния Ми­тан­ни от Хетт­ско­го цар­ст­ва по­след­нее ста­ло со­се­дом Егип­та и на­ча­ло при­вле­кать на свою сто­ро­ну егип. вас­са­лов в Вост. Сре­ди­зем­но­мо­рье. Во внутр. по­ли­ти­ке Э. опи­рал­ся на вы­дви­жен­цев из низ­ших сло­ёв об­ще­ст­ва, за­ни­мав­ших при нём важ­ней­шие долж­но­сти (т. н. не­мху – «си­ро­ты»).

Рас­коп­ки Ахе­та­то­на, по­ки­ну­то­го цар­ским дво­ром по­сле смер­ти Э. и позд­нее раз­ру­шен­но­го, – важ­ный ис­точ­ник све­де­ний о гор. жиз­ни Егип­та вре­ме­ни Но­во­го цар­ст­ва. Изу­че­ние внеш­не­по­ли­тич. ис­то­рии цар­ст­во­ва­ния Э. и его пред­шест­вен­ни­ка Амен­хо­те­па III во мно­гом ос­но­ва­но на дан­ных кли­но­пис­но­го ар­хи­ва пе­ре­пис­ки с ца­ря­ми Пе­ред­ней Азии, най­ден­но­го в Ахе­та­то­не (т. н. амарн­ский ар­хив). Для ис­кус­ст­ва вре­ме­ни Э. ха­рак­те­рен осо­бый но­ва­тор­ский, изо­би­лую­щий ус­лов­но­стя­ми стиль. В сво­их офиц. тек­стах Э. ис­поль­зо­вал язык, на­ме­рен­но при­бли­жен­ный к разг. язы­ку его вре­ме­ни.

Жё­ны Э. – Не­фер­ти­ти, от ко­то­рой он имел 6 до­че­рей, и в кон­це цар­ст­во­ва­ния Кийа, ви­ди­мо, ро­див­шая ему ещё од­ну дочь. Ед­ва ли вер­ны пред­по­ло­же­ния о дли­тель­ном (от 9 до 12 лет) со­прав­ле­нии Э. с его от­цом Амен­хо­те­пом III, а так­же о том, что его сы­ном был Ту­тан­ха­мон.

Лит.: Пе­ре­пел­кин Ю. Я. Пе­ре­во­рот Амен-хот­па IV. М., 1967–1984. Ч. 1–2; он же. Кэйе и Сем­нех-ке-рэ: К ис­хо­ду солн­це­по­клон­ни­чес­ко­го пе­ре­во­ро­та в Егип­те. М., 1979; Hor­nung E. Echnaton: Die Religion des Lichtes. Z., 1995; Gabolde M. D’Akhenaton à Tou­tānk­hamon. Lyon, 1998; Reeves N. Akhe­na­ten: Egypt’s fal­se prophet. L., 2001; Боль­ша­ков А. О. «Пре­крас­ная при­шла». Ше­дев­ры порт­ре­та из Еги­пет­ско­го му­зея в Бер­ли­не. Ка­та­лог вы­став­ки. СПб., 2009.

Вернуться к началу