Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРАНСЦЕНДЕНТА́ЛЬНОЕ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 352-353

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТРАНСЦЕНДЕНТА́ЛЬНОЕ (от лат. trans­cen­dentalis – пе­ре­ша­ги­ваю­щий, вы­хо­дящий за пре­де­лы), фун­да­мен­таль­ное фи­лос. по­ня­тие, воз­ник­шее в ср.-век. схо­ла­сти­ке и оз­на­чав­шее уни­вер­саль­ные над­ка­те­го­ри­аль­ные оп­ре­де­ле­ния бы­тия (см. Транс­цен­ден­та­лии). Тер­ми­ны транс­цен­дент­ное и «Т.» упот­реб­ля­лись при этом как си­но­ни­мы.

В от­ли­чие от это­го он­то­ло­гич. по­ни­ма­ния Т., в «кри­ти­че­ской фи­ло­со­фии» И. Кан­та Т. по­лу­ча­ет иной, тео­ре­ти­ко-по­зна­ват. смысл. Кант на­зы­ва­ет Т. та­кое по­зна­ние, ко­то­рое за­ни­ма­ет­ся ус­ло­вия­ми воз­мож­но­сти ап­ри­ор­но­го по­зна­ния пред­ме­тов. Од­ним из та­ких ус­ло­вий яв­ля­ет­ся «транс­цен­ден­таль­ное един­ст­во ап­пер­цеп­ции» – един­ст­во са­мо­соз­на­ния по­знаю­ще­го субъ­ек­та, пред­ше­ст­вую­щее ка­ж­до­му ак­ту по­зна­ния (это един­ст­во, по­ня­тое как ос­но­во­по­ла­гаю­щий прин­цип «Я есмь Я», ста­ло ис­ход­ным пунк­том «транс­цен­ден­таль­но­го уче­ния о нау­ке» И. Г. Фих­те). Та­ким об­ра­зом, Т., пред­ше­ст­вую­щее опы­ту и де­лаю­щее его воз­мож­ным, от­ли­ча­ет­ся у Кан­та от транс­цен­дент­но­го, прин­ци­пи­аль­но вы­хо­дя­ще­го за пре­де­лы воз­мож­но­го опы­та.

В «Кри­ти­ке чис­то­го ра­зу­ма» И. Кант сфор­му­ли­ро­вал осн. прин­ци­пы соз­дан­ной им транс­цен­ден­таль­ной фи­ло­со­фии – «транс­цен­ден­таль­но­го идеа­лиз­ма»: «Все пред­ме­ты воз­мож­но­го для нас опы­та суть не что иное, как яв­ле­ния, т. е. толь­ко пред­став­ле­ния, ко­то­рые в том ви­де, как они пред­став­ля­ют­ся на­ми, а имен­но как про­тя­жён­ные сущ­но­сти или ря­ды из­ме­не­ний, не име­ют су­ще­ст­во­ва­ния са­ми по се­бе, вне на­шей мыс­ли. Это уче­ние я на­зы­ваю транс­цен­ден­таль­ным идеа­лиз­мом» (Соч. Т. 3. М., 1964. С. 450–451). В от­тал­ки­ва­нии от Кан­та соз­да­ли свои сис­те­мы транс­цен­ден­таль­но­го идеа­лиз­ма И. Г. Фих­те и Ф. В. Шел­линг. Для Ф. Шле­ге­ля «вся­кая ис­тин­ная фи­ло­со­фия яв­ля­ет­ся транс­цен­ден­таль­ной фи­ло­со­фи­ей».

Под влия­ни­ем И. Кан­та и нем. идеа­лиз­ма в сер. 19 в. в США воз­ник­ло лит.-фи­лос. те­че­ние транс­цен­ден­та­ли­стов. Во 2-й пол. 19 в. од­ним из наи­бо­лее влия­тель­ных ва­ри­ан­тов транс­цен­ден­таль­ной фи­ло­со­фии бы­ло нео­кан­ти­ан­ст­во. Су­ще­ст­вен­ные чер­ты кан­тов­ско­го ме­то­да бы­ли вос­при­ня­ты в транс­цен­ден­таль­ном не­ото­миз­ме (Ж. Ма­ре­шаль и др.).

В транс­цен­ден­таль­ной фе­но­ме­но­ло­гии Э. Гус­сер­ля Т. по­ни­ма­ет­ся в кон­тек­сте тра­ди­ции кар­те­зи­ан­ст­ва как об­ра­ще­ние к «по­след­не­му ис­точ­ни­ку» по­зна­ния – «са­мо­ос­мыс­ле­нию по­знаю­щим са­мо­го се­бя и сво­ей по­знаю­щей жиз­ни».

В ос­но­ве транс­цен­ден­таль­но­го праг­ма­тиз­ма К. О. Апе­ля ле­жит по­ня­тие ком­му­ни­ка­тив­но­го со­об­ще­ст­ва, в ко­то­ром бла­го­да­ря язы­ку реа­ли­зу­ют­ся ап­ри­ор­ные ус­ло­вия воз­мож­но­сти «диа­ло­ги­че­ско­го взаи­мо­по­ни­ма­ния и по­ни­ма­ния са­мо­го се­бя, а бла­го­да­ря это­му – по­ня­тий­но­го мыш­ле­ния, пред­мет­но­го по­зна­ния и ос­мыс­лен­но­го дей­ст­вия» (Апель К.О. Транс­цен­ден­таль­но-гер­ме­нев­ти­че­ское по­ня­тие язы­ка // От Я к Дру­го­му. Минск, 1997. С. 205).

Лит.: Кпitterтеуеr Н. Der Terminus transzen­dental in seiner historischen Entwicklung bis zu Kant. Marburg, 1920; Muck O. Die trans­zendentale Methode in der scholastischen Phi­lo­sophie der Gegenwart. Innsbruck, 1964; Lauth R. Zur Idee der Transzendentalphi­lo­sophie. Münch.; Salzburg, 1965; Мот­ро­ши­ло­ва Н. В. Гус­серль и Кант: Про­бле­ма «транс­цен­ден­таль­ной фи­ло­со­фии» // Фи­ло­со­фия Кан­та и со­вре­мен­ность. М., 1974; Die Ak­tualität der Transzendentalphilosophie / Hrsg. von G. Schmidt, G. Wolandt. Bonn, 1977; Trans­zendentalphilosophie als System / Hrsg. von A. Mues. Hamb., 1989; Transzendental­prag­matik / Hrsg. von A. Dorschel. Fr./M., 1993; Гро­мы­ко Н. В. Мюн­хен­ская шко­ла транс­цен­ден­таль­ной фи­ло­со­фии. М., 1993; Круг­лов А. Н. Транс­цен­ден­та­лизм в фи­ло­со­фии. М., 2000. См. так­же лит. при ста­ть­ях Транс­цен­ден­та­лии, Транс­цен­дент­ное.

Вернуться к началу