Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТИХОВЕ́ДЕНИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 255

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Гаспаров

СТИХОВЕ́ДЕНИЕ (мет­ри­ка), нау­ка о зву­ко­вой фор­ме лит. про­из­ве­де­ний. Осн. ма­те­ри­ал – сти­хи (от­сю­да и на­зва­ние), т. е. речь, наи­бо­лее ор­га­ни­зо­ван­ная в зву­ко­вом от­но­ше­нии; од­на­ко ис­сле­до­ва­ние зву­ко­вой фор­мы про­зы (рит­ма, ал­ли­те­ра­ций и пр.) так­же обыч­но вклю­ча­ет­ся в об­ласть С. Ло­ги­че­ски С. раз­де­ля­ет­ся на три час­ти: фо­ни­ку (уче­ние о со­че­та­ни­ях зву­ков), соб­ст­вен­но мет­ри­ку (уче­ние о строе­нии сти­ха) и стро­фи­ку (уче­ние о со­че­та­ни­ях сти­хов). В ка­ж­дой из них мо­жет быть вы­де­ле­на ста­тич. ха­рак­те­ри­сти­ка зна­чи­мых зву­ко­вых эле­мен­тов и ди­на­мич. ха­рак­те­ри­сти­ка прин­ци­пов их со­че­та­ния: так, соб­ст­вен­но мет­ри­ка рас­па­да­ет­ся на про­со­дию (клас­си­фи­ка­цию сло­гов на дол­гие и крат­кие, удар­ные и без­удар­ные и пр.) и сти­хо­ло­гию (за­ко­ны со­че­та­ния этих сло­гов в сти­хе). Од­на­ко прак­ти­че­ски объ­ём и раз­де­ле­ние С. в раз­ных лит. тра­ди­ци­ях раз­лич­ны: ино­гда из С. вы­па­да­ют не­ко­то­рые раз­де­лы, как, напр., в ан­тич­ном С., где фак­ти­че­ски от­сут­ст­во­ва­ла фо­ни­ка; ино­гда при­бав­ля­ют­ся ино­род­ные – как в араб. С., ку­да вхо­дит рас­смот­ре­ние сти­ли­стич. фи­гур (cм. Тро­пы и фи­гу­ры ре­чи). Не­ко­то­рые во­про­сы, изу­чае­мые в С., ле­жат на гра­ни­цах С. и др. об­лас­тей ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния: так, на гра­ни­це С. и сти­ли­сти­ки (имен­но – по­этич. син­так­си­са) ле­жит яв­ле­ние пе­ре­но­са (ан­жамб­ма­на), на гра­ни­це С. и ком­по­зи­ции – яв­ле­ние твёр­дых форм (со­не­та, рон­до и пр.), а та­кое важ­ное сти­хо­ведч. по­ня­тие, как ин­то­на­ция, за­тра­ги­ва­ет и об­ласть дек­ла­ма­ции (напр., «вос­хо­дя­щая ин­то­на­ция»), и сти­ли­сти­ки (напр., «на­пев­ная ин­то­на­ция»), и те­ма­ти­ки («ре­ли­ги­оз­но-ди­дак­тич. ин­то­на­ция»).

Воз­ник­но­ве­ние С. как нау­ки обыч­но свя­за­но со ста­нов­ле­ни­ем в разл. лит-рах письм. по­эзии, обо­со­бив­шей­ся от му­зы­ки с её не­по­средств. слу­хо­вым ощу­ще­ни­ем норм зву­ко­во­го строе­ния сти­ха; при этом час­то мо­ло­дая по­этич. куль­ту­ра поль­зу­ет­ся для ос­мыс­ле­ния сво­ей сис­те­мы сти­ха чу­жой «клас­си­че­ской» сис­те­мой сти­ха (так, лат. С. опи­ра­лось на по­ня­тие греч. С., а но­во­ев­роп. – на по­ня­тие лат. С.). В со­от­вет­ст­вии с этим С. пер­во­на­чаль­но всю­ду бы­ло нау­кой нор­ма­тив­ной, сис­те­мой «пра­вил» и «воль­но­стей», учив­шей, как «долж­ны» пи­сать­ся сти­хи; толь­ко с 19 в. С. ста­но­вит­ся нау­кой ис­сле­до­ва­тель­ской, изу­чаю­щей, как дей­ст­ви­тель­но пи­са­лись и пи­шут­ся сти­хи. При вы­яв­ле­нии фак­тов од­ним из осн. ме­то­дов в С. яв­ля­ет­ся ста­ти­сти­ка: вы­де­ле­ние та­ких зву­ко­вых яв­ле­ний, ко­то­рые мо­гут быть обя­за­тель­ны­ми, гос­под­ствую­щи­ми или толь­ко пре­об­ла­даю­щи­ми при­зна­ка­ми сти­ха (его «кон­стан­та­ми», «до­ми­нан­та­ми» и «тен­ден­ция­ми»), дос­ти­га­ет­ся вер­нее все­го с по­мо­щью под­счё­тов. При обоб­ще­нии фак­тов С. поль­зу­ет­ся в осн. срав­нит. ме­то­дом; срав­ни­вать­ся мо­гут по­ка­за­те­ли упот­ре­би­тель­но­сти тех или иных сти­хо­вых форм: 1) в раз­ные пе­рио­ды лит. ис­то­рии; 2) в лит-ре раз­ных язы­ков; 3) в по­этич. про­из­ве­де­нии и в «ес­те­ст­вен­ном рит­ме» (или «ес­те­ст­вен­ной фо­ни­ке») дан­но­го язы­ка. Ко­неч­ной це­лью С. яв­ля­ет­ся ус­та­нов­ле­ние мес­та зву­ко­вой струк­ту­ры в об­щей струк­ту­ре про­из­ве­де­ния, её свя­зи со струк­ту­ра­ми язы­ко­вой и об­раз­ной.

Раз­ви­тие рус. С. не­от­рыв­но от раз­ви­тия рус. сти­хо­сло­же­ния: пер­вый подъ­ём его (18 в. – ра­бо­ты В. К. Тре­диа­ков­ско­го, А. Д. Кан­те­ми­ра, М. В. Ло­мо­но­со­ва) свя­зан с ос­вое­ни­ем сил­ла­бо-то­ни­че­ско­го сти­хо­сло­же­ния; вто­рой (нач. 19 в. – ра­бо­ты А. Х. Вос­то­ко­ва и др.) – с ос­вое­ни­ем ими­та­ций ан­тич­ных и нар. раз­ме­ров; тре­тий (1910–20-е гг. – ра­бо­ты А. Бе­ло­го, Б. В. То­ма­шев­ско­го, В. М. Жир­мун­ско­го, Р. О. Якоб­со­на и др.) – с ос­вое­ни­ем то­ни­че­ско­го сти­хо­сло­же­ния. Но­вый этап раз­ви­тия рус. С. на­ме­тил­ся с 1960-х гг. и свя­зан с ис­поль­зо­ва­ни­ем дос­ти­же­ний совр. язы­ко­зна­ния, се­мио­ти­ки и тео­рии ин­фор­ма­ции.

Вернуться к началу