Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИМЕО́Н НО́ВЫЙ БОГОСЛО́В

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 189-190

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Митрополит Иларион (Алфеев)

СИМЕО́Н НО́ВЫЙ БОГОСЛО́В (Συμεν  Nέος Θεολόγος) (между 949 и 956, Га­ла­тия, ны­не в Тур­ции – 12.3.1022, по др. све­де­ни­ям, 1037/38, Хри­со­поль, ны­не Ус­кю­дар, рай­он Стам­бу­ла), ви­зант. мис­тик, бо­го­слов, свя­той.

Со­глас­но Жи­тию, со­став­лен­но­му прп. Ни­ки­той Сти­фа­том, С. Н. Б. ро­дил­ся в се­мье ари­сто­кра­тов. С 11 лет жил в Кон­стан­ти­но­по­ле с дя­дей, за­ни­мав­шим вид­ный пост при имп. дво­ре. По­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние, был воз­ве­дён в ранг спа­фа­ро­ку­би­ку­ла­рия (слу­жи­те­ля при опо­чи­валь­не им­пе­ра­то­ра) и стал чле­ном синк­ли­та (гос. со­ве­та). В 27 лет под влия­ни­ем мис­тич. ви­де­ний Бо­же­ст­вен­но­го све­та и ду­хов­ных со­ве­тов прп. Си­ме­о­на Сту­ди­та стал по­слуш­ни­ком в Сту­дий­ском мо­на­сты­ре. Пе­ре­шёл в мон. Св. Ма­ман­та в Кон­стан­ти­но­по­ле, при­нял мо­на­ше­ст­во, в 980/988 был ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ный сан и на­зна­чен игу­ме­ном мо­на­сты­ря. В 1005/13 пе­ре­дал пол­но­мо­чия игу­ме­на уче­ни­ку Ар­се­нию. В 1009/20 из-за кон­флик­та с быв. митр. Ни­ко­ми­дий­ским Сте­фа­ном из­гнан из мон. Св. Ма­ман­та, ос­но­вал мо­на­стырь близ Хри­со­по­ля, где и умер (вско­ре по­сле из­гна­ния был оп­рав­дан, но от пред­ло­же­ния вер­нуть­ся в преж­нюю оби­тель от­ка­зал­ся).

С. Н. Б. один из 3 пи­са­те­лей (на­ря­ду с ап. Ио­ан­ном Бо­го­сло­вом и свт. Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом), ко­то­рым Цер­ковь при­свои­ла имя Бо­го­слов. Его лит. на­сле­дие вклю­ча­ет 3 Бо­го­слов­ских сло­ва (гл. те­ма – един­ст­во Св. Трои­цы), 15 Нрав­ст­вен­ных слов (раз­ной те­ма­ти­ки), 34 Ог­ла­си­тель­ных сло­ва (по­уче­ния для мо­на­хов), 2 Бла­го­да­ре­ния (мис­тич. ав­то­био­гра­фия, из­ло­жен­ная в фор­ме мо­литв), со­стоя­щие из 225 глав [3-ча­ст­ный сб-к из 100 «прак­ти­че­ских и бо­го­слов­ских», 25 «умо­зри­тель­ных (гно­сти­че­ских) и бо­го­слов­ских» и 100 «бо­го­слов­ских и прак­ти­че­ских» глав], 58 гим­нов (мо­лит­вы, фи­лос. и бо­го­слов­ские трак­та­ты, опи­са­ния мис­тич. ви­де­ний, из­ло­жен­ные в по­этич. фор­ме; позд­нее объ­е­ди­не­ны Ни­ки­той Сти­фа­том) и 4 по­сла­ния ча­ст­ным ли­цам (по­свя­ще­ны ду­хов­но­му ру­ко­во­дству, из­ла­га­ют взгля­ды на ие­рар­хию и та­ин­ст­ва, в осо­бен­но­сти на та­ин­ст­во ис­по­ве­ди). При­над­леж­ность не­ко­то­рых со­чи­не­ний С. Н. Б. не под­твер­жде­на (24 ал­фа­вит­ных Сло­ва, трак­тат «Ме­тод свя­щен­ной мо­лит­вы и вни­ма­ния» и др.). Боль­шин­ст­во его со­чи­не­ний со­дер­жат при­зыв к мис­тич. еди­не­нию с Хри­стом (обо­же­нию), ко­то­рое, как он счи­тал, дос­туп­но вся­ко­му воз­же­лав­ше­му. От­ли­чит. чер­та уче­ния С. Н. Б. – ав­то­био­гра­фич. под­ход, под­роб­ные опи­са­ния сво­его опы­та ви­де­ний Бо­же­ст­вен­но­го све­та, ко­то­рые он пе­ре­жи­вал не­од­но­крат­но и счи­тал гл. це­лью ас­ке­тич. под­ви­га. В центр ду­хов­ной и мис­тич. жиз­ни че­ло­ве­ка он ста­вил та­ин­ст­во Ев­ха­ри­стии, от­во­дя ей клю­че­вую роль в де­ле спа­се­ния и при­бли­же­ния че­ло­ве­ка к Бо­гу.

День па­мя­ти – 12(25) мар­та.

Соч.: Тво­ре­ния. Сер­ги­ев По­сад, 1993. Т. 1–3; Гла­вы бо­го­слов­ские, умо­зри­тель­ные и прак­ти­че­ские. М., 1998; При­иди, Свет ис­тин­ный: Из­бран­ные гим­ны. СПб., 2000.

Лит.: Ва­си­лий (Кри­во­ше­ин), ар­хи­еп. Прп. Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов. Па­риж, 1980; Ни­ки­та Сти­фат, прп. Жизнь и под­виж­ни­че­ст­во иже во свя­тых от­ца на­ше­го Си­ме­о­на Но­во­го Бо­го­сло­ва // Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов, прп., Ни­ки­та Сти­фат, прп. Ас­ке­ти­че­ские про­из­ве­де­ния / Сост. игум. Ила­ри­он (Ал­фе­ев). Клин, 2001; Ила­ри­он (Ал­фе­ев), митр. Прп. Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов и пра­во­слав­ное пре­да­ние. 4-е изд. М., 2013.

Вернуться к началу