Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОСА́РАБЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 187

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. А. Попова

МОСА́РАБЫ (исп. mozárabes, от араб. «мус­таа­раб» – ара­би­зи­ро­ван­ный), хри­сти­ан­ское на­се­ле­ние му­сульм. го­су­дарств Пи­ре­ней­ско­го п-ова в 8–12 вв., об­ла­дав­шее осо­бым со­ци­аль­но-юри­дич. ста­ту­сом. Мо­са­раб­ская об­щи­на име­ла пра­во на внутр. са­мо­управ­ле­ние. Гла­ва об­щи­ны (граф) из­би­рал­ся хри­стиа­на­ми и ут­вер­ждал­ся в долж­но­сти му­сульм. вла­стя­ми. Суд по де­лам, ка­сав­шим­ся толь­ко М., осу­ще­ст­в­лял­ся внут­ри об­щи­ны на ос­но­ва­нии за­ко­нов вест­гот­ских ко­ро­лей. М. вме­сте с иу­дея­ми от­но­си­лись к ка­те­го­рии «лю­дей кни­ги», они вно­си­ли в каз­ну по­зе­мель­ный сбор (ха­радж), по­душ­ную по­дать (джи­зию) и ряд др. пла­те­жей. Сбор­щик по­да­тей, как и граф, вы­би­рал­ся из чле­нов мо­са­раб­ской об­щи­ны. М. по­зво­ля­лось со­вер­шать бо­го­слу­же­ния (в ре­зуль­та­те араб. за­вое­ва­ния часть епи­скоп­ских ка­федр при­шла в упа­док, но со­хра­ня­лось де­ле­ние на 3 ар­хи­епи­скоп­ст­ва – То­ле­до, Ме­ри­да, Се­ви­лья). М. за­им­ст­во­ва­ли отд. эле­мен­ты му­сульм. куль­ту­ры – наи­бо­лее за­мет­но это влия­ние про­сле­жи­ва­лось в сфе­ре язы­ка, ар­хи­тек­ту­ры, изо­бра­зит. иск-ва и ре­мес­ла.

До 2-й пол. 11 в. по­ло­же­ние мо­са­раб­ской об­щи­ны в Ан­да­лу­се (аль-Ан­да­лу­се) бы­ло до­воль­но ста­биль­ным. Из­вес­тен един­ст­вен­ный при­мер мас­со­во­го дви­же­ния про­тив му­сульм. вла­сти, в хо­де ко­то­ро­го М. вы­сту­па­ли осн. дви­жу­щей си­лой – т. н. дви­же­ние кор­дов­ских му­че­ни­ков сер. 9 в. С кон. 11 в. с при­хо­дом к вла­сти ди­на­стии Аль­мо­ра­ви­дов от­но­ше­ние к под­дан­ным-ино­вер­цам из­ме­ни­лось. Бы­ло осу­ще­ст­в­ле­но неск. мас­со­вых вы­се­ле­ний М. за пре­де­лы Ан­да­лу­са – в Аф­ри­ку и в хри­сти­ан­ские ко­ро­лев­ст­ва Пи­ре­ней­ско­го п-ова. По­след­ние мо­са­раб­ские об­щи­ны по­ки­ну­ли му­сульм. тер­ри­то­рии при Аль­мо­ха­дах.

Пе­ре­се­лив­шие­ся в хри­сти­ан­ские ко­ро­лев­ст­ва М. ока­за­ли за­мет­ное влия­ние на куль­ту­ру этих об­лас­тей, пре­ж­де все­го на ар­хи­тек­ту­ру и язык. В 8–15 вв. фик­си­ру­ет­ся су­ще­ст­во­ва­ние мо­са­раб­ско­го диа­лек­та ро­ман­се, сыг­рав­ше­го, в ча­ст­но­сти, роль по­сред­ни­ка в за­им­ст­во­ва­нии араб. лек­си­ки хри­стиа­на­ми. Кро­ме то­го, с М. свя­за­но со­хра­не­ние в отд. при­хо­дах хри­сти­ан­ских ко­ро­левств т. н. мо­са­раб­ской ли­тур­гии, ко­то­рая в ос­таль­ных церк­вах бы­ла за­ме­не­на в 11 в. галль­ским чи­ном бо­го­слу­же­ния.

Лит.: González Palencia A. Los mozárabes de Toledo en los siglos XII y XIII. Madrid, 1926–1930. Vol. 1–4; Cagigas I. del Las. Mi­no­rías étnico-religiosas de la edad media es­paño­la. Los mozárabes. Madrid, 1947. Vol. 1–2; Arte y cultura mozárabe. Toledo, 1979; Simonet F. J. Historia de los mozárabes de Es­paña. 2 ed. Madrid, 1983. Vol. 1–4; Millet-Gé­rard D. Chrétiens mozarabes et culture islami­que dans l’Espagne des VIII – IX siècles. P., 1984; Wolf K. B. Christian martyrs in Muslim Spain. Camb., 1988; Burman T. Religious polemic and the intellectual history of Mozarabs, c. 1050–1200. Leiden, 1994; Gómez More­no M. Iglesias mozárabes. Arte español de los siglos IX al XI. Granada, 1998; Olstein D. A. La era mozárabe. Salamanca, 2006.

Вернуться к началу