Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 9

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Борисов, Д. В. Воробьёв; Г. В. Дзибель (социальная структура)

КРИ (франц., от ки­ли­сти­нон, ки­ри­сти­но – назв. ин­дей­цев, оби­тав­ших в 17 в. к югу и вос­то­ку от зал. Джеймс; са­мо­назва­ния: ини­нив, иий­уу – че­ло­век, не­хийа­вак, не­хи­ла­вак, не­хи­на­вак – го­во­ря­щие на од­ном язы­ке), ин­дейский на­род груп­пы ал­гон­ки­нов в Ка­на­де и США. Чис­лен­ность в Ка­на­де св. 200 тыс. чел. (круп­ней­ший або­ри­ген­ный на­род; 2006, пе­ре­пись), в США 2,5 тыс. чел. (2000, пе­ре­пись). Го­во­рят на яз. кри, а так­же на анг­лий­ском и французском язы­ках. Ве­рую­щие – ка­то­ли­ки, анг­ли­ка­не, еван­ге­ли­сты, пя­ти­де­сят­ни­ки.

Вождь кри Паундмейкер (Барабанщик). Фото О. Бьюлла. 1885. Архивы Канадской тихоокеанской железной дороги (Калгари).

Де­лят­ся на вост. ма­те­ри­ко­вых К. (тес­но свя­зан­ных с мон­та­нье-на­ска­пи), ат­ти­ка­мек, зап. ма­те­ри­ко­вых (бо­лот­ных) К., зап. лес­ных К. и степ­ных (рав­нин­ных) кри. В Ка­на­де жи­вут в по­се­ле­ни­ях и ре­зер­ва­ци­ях (ок. 135 офи­ци­аль­но за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ных об­щин), в США – в ре­зер­ва­ци­ях Ро­ки-Бойс (штат Мон­тана), Тертл-Ма­ун­тин и Спи­рит-Лейк (штат Сев. Да­ко­та).

Вос­точ­ные ма­те­ри­ко­вые К. жи­вут к вос­то­ку от зал. Джеймс в пров. Кве­бек, де­лят­ся на бе­ре­го­вых (ви­ни­пе­ку­вий­ий­уч – лю­ди со­лё­ной во­ды), оби­таю­щих по по­бе­ре­жью зал. Джеймс, и ма­те­ри­ко­вых (нух­чи­ми­вий­ий­уч – лю­ди за­рос­лей, или лю­ди внут­рен­ней зем­ли). Ма­те­ри­ко­вые К. под­раз­де­ля­ют­ся на ряд групп, круп­ней­шая – мис­тас­си­ни. Ино­гда их от­но­сят к мон­та­нье-на­ска­пи или вы­де­ля­ют в отд. эт­нич. общ­ность. Ат­ти­ка­мек (са­мо­на­зва­ние – бе­лая ры­ба; франц. тет-де-буль – круг­ло­го­ло­вые) про­жи­ва­ют в вер­ховь­ях р. Сен-Мо­рис (Кве­бек). Ино­гда рас­смат­ри­ва­ют­ся как отд. эт­нич. общ­ность с отд. язы­ком. За­пад­ные ма­те­ри­ко­вые, или бо­лот­ные, К. (са­мо­на­зва­ние – маш­ке­коу, бо­лот­ный че­ло­век) жи­вут к за­па­ду от зал. Джеймс и Гуд­зо­но­ва зал. (се­вер пров. Он­та­рио и се­ве­ро-вос­ток пров. Ма­ни­то­ба). За­пад­ные лес­ные, или лес­ные, К. (са­мо­на­зва­ние – са­ка­вий­и­ни­вак, лю­ди за­рос­лей) де­лят­ся на три осн. груп­пы: зап. бо­лот­ные, ло­си­ные, или мус-кри (са­мо­на­зва­ние – мо­со­ни; ср. те­че­ние и вер­хо­вья рек, впа­даю­щих в зал. Джеймс с за­па­да, се­вер пров. Он­та­рио), ска­ли­стые К. (к се­ве­ру от оз. Вин­ни­пег, се­вер про­вин­ций Ма­ни­то­ба и Сас­ка­че­ван) и строн­гвудс К. (юж. бе­рег оз. Ата­ба­ска, се­вер про­вин­ций Аль­бер­та и Сас­ка­че­ван).

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Суб­арк­ти­ки. В та­ёж­ных об­лас­тях охо­ти­лись на ло­ся, важ­ное зна­че­ние име­ли ве­сен­няя охо­та на пе­ре­лёт­ных птиц (в осн. гу­сей), у сев. групп – кол­лек­тив­ная се­зон­ная охо­та на ка­ри­бу, у бе­ре­го­вых – про­мы­сел тю­ле­ня. Жи­ли­щем слу­жил ко­нич. кар­кас­ный ша­лаш, кры­тый шку­ра­ми или бе­ре­стой (пис­ко­кан). Не су­ще­ст­во­ва­ло вы­ра­жен­ной пле­мен­ной струк­ту­ры. Охот­ни­чьи груп­пы из од­ной или не­сколь­ких се­мей (до 25 чел.) зи­мой пе­ре­ме­ща­лись по тай­ге, ле­том объ­еди­ня­ясь на ко­рот­кий срок в груп­пы чис­лен­но­стью до 200 чел. Счёт род­ст­ва би­ла­те­раль­ный. Брак пат­ри­ло­каль­ный, до рож­де­ния пер­во­го ре­бён­ка – мат­ри­ло­каль­ный. Прак­ти­ко­ва­лись ле­ви­рат, со­ро­рат, дву­сто­рон­ние крос­ску­зен­ные бра­ки, свя­зы­вав­шие се­мьи и охот­ни­чьи груп­пы в ус­той­чи­вые меж­по­ко­лен­ные сою­зы (у степ­ных К. Кол­линг-Ри­вер та­кие бра­ки со­хра­ня­лись до 1940-х гг.). Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па (род­ст­вен­ни­ки и свой­ст­вен­ни­ки объ­еди­ня­ют­ся по дра­ви­дий­ско­му варианту); сиб­лин­ги клас­си­фи­ци­ру­ют­ся по от­но­сит. воз­ра­сту и от­но­сит. по­лу. Тер­ми­ны род­ства не упо­треб­ля­ют­ся без по­ка­за­те­лей при­над­леж­но­сти. Ха­рак­тер­ны про­мы­сло­вые куль­ты, пред­став­ле­ния о ду­хах ма­ни­ту и кан­ни­ба­ле Вин­ди­го. Тра­диц. це­ре­мо­нии – ша­ман­ский об­ряд «тря­су­щей­ся па­лат­ки», ри­ту­аль­ные па­ро­вые ба­ни.

Кон­так­ты с ев­ро­пей­ца­ми (анг­ли­ча­на­ми и фран­цу­за­ми) с 17 в. Раз­ви­ва­ет­ся ме­хо­тор­гов­ля и сис­те­ма тор­го­вых фак­то­рий. Зна­ком­ст­во с ме­тал­лич. пеш­нёй и пле­тё­ной ве­рё­воч­ной се­тью по­вы­си­ло роль зим­не­го ры­бо­лов­ст­ва. По­лу­чив ог­не­стрель­ное ору­жие, сев. груп­пы ста­ли тес­нить на се­ве­ро-за­пад чи­пе­вай­ан.

В нач. 18 в. часть зап. лес­ных К. вме­сте с со­юз­ны­ми ас­си­ни­бой­на­ми ста­ли про­дви­гать­ся на юго-за­пад, в сте­пи (совр. про­вин­ции Сас­ка­че­ван, Аль­бер­та), со­ста­вив ос­но­ву степ­ных, или рав­нин­ных, К. (са­мо­на­зва­ние – па­ск­ва­вий­и­ниу, лю­ди пре­рий). В сер. 18 в. пе­ре­шли к кон­ной охо­те на би­зо­нов и вос­при­ня­ли куль­ту­ру, ти­пичную для ин­дей­цев Ве­ли­ких рав­нин. Об­щи­ны воз­глав­ля­ли во­ж­ди (оки­мав), вои­ны ка­ж­дой об­щи­ны объ­еди­ня­лись в муж­ской со­юз. Важ­ней­шая це­ре­мо­ния – Пля­ска Солн­ца. По до­го­во­ру 1876 степ­ные К. бы­ли по­се­ле­ны в ре­зер­ва­ци­ях. Мно­гие при­ня­ли уча­стие в вос­ста­нии ме­ти­сов 1885 под рук. Л. Ри­ля, по­сле раз­гро­ма ко­то­ро­го часть бе­жа­ла в США, где в 1916 они по­лу­чи­ли ре­зер­ва­цию.

Община вождя кри Большого Медведя торгует в Форт-Питте (Северо-Западные территории). Фото О. Бьюлла. 1884. Национальные архивы Канады (Оттава).

К. Суб­арк­ти­ки до сер. 20 в. за­ни­ма­лись пуш­ным про­мыс­лом (трап­пер­ст­вом), лю­ди стар­ше­го воз­рас­та со­хра­ня­ют тра­диц. об­раз жиз­ни; ра­бо­та­ют так­же в об­лас­ти ту­риз­ма, лес­ном хо­зяй­ст­ве, в со­ци­аль­ной сфе­ре. В кон. 1960-х гг. рез­ко воз­рос­ла по­ли­тич. ак­тив­ность в борь­бе за свои пра­ва. За­клю­че­ны до­го­во­ры с пра­ви­тель­ст­вом в об­лас­ти гид­ро­строи­тель­ст­ва на ин­дей­ских зем­лях. Сре­ди К. по­пу­ляр­ны фес­ти­ва­ли – пау-вау.

Лит.: Mason L. The Swampy Cree: a study in acculturation. Ottawa, 1967; Clermont N. Ma femme, ma hache et mon couteau croche: deux siècles d’histoire а̀ Wey­montachie. Québec, 1977; Turner D. H., Wertman P. Shamattawa: the structure of social relations in a Northern Algonkian Band. Ottawa, 1977; Turner D. H. Dialectics in tradition: myth and social struc­ture in two hunter-gatherer societies. L., 1978; Mandelbaum D. G. The Plains Cree: an ethno­graphic, historical, and comparative study. Re­gina, 1978; Preston R. J. East Main Cree // Handbook of North Ame­rican Indians. Wash., 1981. Vol. 6; McNulty G. E., Gilbert L. Atti­ka­mek (Tête de Boule) // Ibid; Honigmann J. J. West Main Cree // Ibid; Smith J. G. E. Wes­tern Woods Cree // Ibid; Darnell R. Plains Cree // Ibid. Wash., 2001. Vol. 13. Pt. 1.

Вернуться к началу