Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛА́ССИКА

Авторы: Л. И. Таруашвили

КЛА́ССИКА (от лат. classicus – образцо­вый), обо­зна­че­ние пе­рио­да в раз­ви­тии зод­че­ст­ва и из­об­ра­зит. ис­кус­ст­ва Гре­ции Древ­ней (5 – кон. 4 вв. до н. э.). Под­раз­де­ля­ет­ся, в свою оче­редь, на ран­нюю К. (500/480 – ок. 450), вы­со­кую К. (ок. 450 – ок. 400) и позд­нюю К. (ок. 400 – 336).

Храм Гефестейон (или Тезейон) в Афинах. 449–444 до н. э.

В пе­ри­од ран­ней К. в ар­хи­тек­ту­ре ма­те­ри­ко­вой и Ве­ли­кой Гре­ции про­дол­жа­ет­ся ха­рак­тер­ное для пе­рио­да ар­хаи­ки гос­под­ство до­ри­че­ско­го ор­де­ра, но в сво­ей тек­то­ни­ке и про­пор­ци­ях он сбли­жа­ет­ся с ио­ни­че­ским ор­де­ром. В об­лас­ти скульп­ту­ры осн. уси­лия на­прав­ле­ны на пе­ре­да­чу поз и дви­же­ний че­ло­ве­че­ско­го те­ла (ста­туя По­сей­до­на с мы­са Ар­те­ми­си­он, Нац. му­зей, Афи­ны), воз­ни­ка­ют хи­азм и кон­тра­пост («Маль­чик Кри­тия», Му­зей Ак­ро­по­ля, Афи­ны; «Апол­лон из Кас­се­ля», Му­зей зем­ли Гес­сен, Кас­сель), про­ис­хо­дит по­сте­пен­ный от­ход от жё­ст­ких ар­хаи­че­ских схем, в т. ч. от схе­мы т. н. ие­ра­ти­че­ско­го ша­га, ко­гда пят­ка толч­ко­вой но­ги от­де­ля­ет­ся от зем­ли («Ти­ра­но­убий­цы Гар­мо­дий и Ари­сто­ги­тон» ра­бо­ты скульп­то­ров Кри­тия и Не­сио­та, Нац. му­зей, Не­аполь). В жи­во­пи­си ос­вое­ние объ­ё­ма и про­стран­ст­ва со­вер­ша­ет­ся в рам­ках ли­ней­но-гра­фич. ма­не­ры и по­ли­хро­ма­тиз­ма. Са­мые из­вест­ные мас­те­ра (По­ли­гнот, Ми­кон, Па­нен) по­свя­ща­ют се­бя мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си, дос­ти­же­ния ко­то­рой на­хо­дят от­го­ло­сок в про­из­ве­де­ни­ях ва­зо­пи­си, как крас­но­фи­гур­ной (Мас­тер Па­на, Мас­тер Пен­те­си­леи, Мас­тер Нио­би­дов), так и бе­ло­фон­ной, по­лу­чив­шей рас­про­стра­не­ние в на­ча­ле это­го пе­рио­да.

В пе­ри­од вы­со­кой К. стиль греч. иск-ва дос­ти­га­ет выс­ше­го рас­цве­та. В ар­хи­тек­ту­ре гл. дос­ти­же­ни­ем ста­но­вит­ся Пар­фе­нон. Во вре­мя Пе­ло­пон­нес­ских войн в ар­хи­тек­ту­ре наи­бо­лее зна­чит. па­мят­ни­ка­ми ста­ли Эрех­тей­он (на афин­ском Ак­ро­по­ле) и храм Апол­ло­на в Бас­сах (арх. Ик­тин; см. илл. к ст. Вас­се). Про­дол­жа­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние ор­дер­но­го ка­но­на: воз­ни­ка­ет ко­ринф­ская ка­пи­тель, скла­ды­ва­ет­ся ат­ти­че­ский ва­ри­ант ио­ни­че­ско­го ор­де­ра. Ве­ду­щие скульп­то­ры это­го вре­ме­ни – Ми­рон, По­ли­клет, Фи­дий. В скульп­ту­ре фор­ми­ру­ет­ся жанр порт­ре­та (Кре­си­лай), не вы­хо­дя­щий по­ка за рам­ки иде­аль­ных форм. Глу­бо­кое пре­об­ра­зо­ва­ние про­ис­хо­дит в жи­во­пи­си, ко­то­рая, бла­го­да­ря уси­ли­ям Апол­ло­до­ра, раз­ра­бо­тав­ше­го приё­мы све­то­те­ни, и Ага­тар­ха, изо­брет­ше­го пер­спек­ти­ву, окон­ча­тель­но оп­ре­де­ля­ет се­бя как но­вый вид иск-ва. Вы­со­ко­го рас­цве­та дос­ти­га­ет иск-во све­то­те­не­вых и цве­то­вых гра­да­ций (Пар­ра­сий из Эфе­са, Зев­скис). Ва­зо­пись в сво­ём раз­ви­тии на­чи­на­ет от­ста­вать от жи­во­пи­си, од­на­ко и здесь про­дол­жа­ют ра­бо­тать круп­ные мас­те­ра (Мас­тер Ахил­ла). Влия­ние жи­во­пи­си ска­за­лось и на скульп­ту­ре (фрон­то­ны Пар­фе­но­на, Бри­тан­ский му­зей, Лон­дон).

Пракситель. «Гермес с младенцем Дионисом». Мрамор. Ок. 340 до н. э. Археологический музей (Олимпия).

В пе­ри­од позд­ней К. ар­хи­тек­ту­ра на­ря­ду с хра­ма­ми, в ко­то­рых уси­ли­ва­ет­ся роль про­стран­ст­ва ин­терь­е­ра (храм Афи­ны в Те­гее, арх. Ско­пас), пред­став­ле­на ме­мо­ри­аль­ны­ми по­строй­ка­ми (Га­ли­кар­нас­ский мав­зо­лей); из ор­де­ров наи­боль­шее зна­че­ние при­об­ре­та­ет ио­ни­че­ский. В скульп­ту­ре 1-й пол. 4 в. до н. э. про­ис­хо­дит воз­врат к тра­ди­ци­ям и об­раз­ам ран­ней К. (Ке­фи­со­дот Стар­ший), за­тем на пер­вый план вы­хо­дят бо­лее па­те­ти­че­ские, пол­ные бур­ной ди­на­ми­ки об­ра­зы у Ско­па­са, чув­ст­вен­но-со­зер­ца­тель­ные и без­мя­теж­ные – у Прак­си­те­ля. В твор­че­ст­ве Ле­о­ха­ра на­блю­да­ет­ся сво­его ро­да рес­тав­ра­ция вы­со­кой К., то­гда как Ли­сипп стре­мит­ся при­дать об­раз­ам боль­ше ди­на­ми­ки и реа­ли­стич. дос­то­вер­но­сти. В пла­сти­ке го­рель­еф по­сте­пен­но на­чи­на­ет вы­тес­нять рас­про­стра­нён­ный до это­го уп­ло­щён­ный рель­еф [фри­зы Га­ли­кар­нас­ско­го мав­зо­лея (скульп­то­ры Ско­пас, Бри­ак­сис и др.)]. Вы­со­ко­го рас­цве­та дос­ти­га­ет ко­ро­пла­сти­ка с цен­тром в Та­наг­ре. В жи­во­пи­си вы­де­ля­ют­ся 2 на­прав­ле­ния: клас­си­ци­зи­рую­щее, пред­став­лен­ное си­ки­он­ской шко­лой, и экс­прес­сив­но-па­те­ти­че­ское, куль­ти­ви­руе­мое фи­ван­ской шко­лой. Твор­че­ст­во Апел­ле­са со­еди­ни­ло в се­бе тра­ди­ции обо­их на­прав­ле­ний. Раз­ви­ва­ет­ся ба­таль­ный жанр (Фи­лок­сен). Порт­ре­ты соз­да­ют­ся как жи­во­пис­ные (Апел­лес) и скульп­тур­ные (Ли­си­ст­рат, Си­ла­ни­он), так и в тех­ни­ке глип­ти­ки (Пир­го­тел). Па­рад­ный порт­рет от­ме­чен тен­ден­ци­ей к идеа­ли­за­ции и па­фо­су. Соз­да­ют­ся так­же порт­ре­ты с эле­мен­та­ми на­ту­ра­лиз­ма. Разл. на­прав­ле­ния и тен­ден­ции клас­сич. пе­рио­да по­лу­чи­ли даль­ней­шее раз­ви­тие в иск-ве эл­ли­низ­ма.

Лит.: Ridgway B. S. The severe style in Greek sculpture. Princeton, 1970; Вип­пер Б. Р. Ис­кус­ст­во Древ­ней Гре­ции. М., 1972; Hölscher T. Griechische Historienbilder des 5. und 4. Jahr­hunderts von Christ. Würzburg, 1973; Dins­moor W. B. The architecture of Greece. 3rd ed. L., 1975; Robertson M. Greek painting. N. Y., 1979; Alscher L. Griechische Plastik. B., 1982. Bd 2. Tl 2: Klassik; Lawrence A. W. Greek archi­tecture. 4th ed. Harmondsworth; N. Y., 1983; Board­man J. Greek sculpture: the classical period. L., 1985; Ал­па­тов М. В. Ху­до­же­ст­вен­ные про­бле­мы ис­кус­ст­ва Древ­ней Гре­ции. М., 1987; Кол­пин­ский Ю. Д. Ве­ли­кое на­сле­дие ан­тич­ной Эл­ла­ды и его зна­че­ние для со­вре­мен­но­сти. 2-е изд. М., 1988; Tomlinson R. A. Greek architecture. Bristol, 1989.

Вернуться к началу