Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАБЕ́ ЭТЬЕН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 325

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Чудинов

КАБЕ́ (Cabet) Эть­ен (1.1.1788, Ди­жон – 8.11.1856, Сент-Лу­ис, США), франц. мыс­ли­тель и по­ли­тич. дея­тель. Сын ре­мес­лен­ни­ка-бо­ча­ра. По­лу­чил юри­дич. об­ра­зо­ва­ние. По­сле за­щи­ты в 1812 док­тор­ской дис­сер­та­ции за­ни­мал­ся ад­во­кат­ской прак­ти­кой. В 1820-х гг. чл. ре­во­люц. об-ва кар­бо­на­ри­ев. Ак­тив­ный уча­ст­ник Июль­ской ре­во­лю­ции 1830. В окт. 1830 – мае 1831 ге­не­раль­ный про­ку­рор Кор­си­ки. В 1831–34 чл. Па­ла­ты де­пу­та­тов. На­хо­дил­ся в оп­по­зи­ции Июль­ской мо­нар­хии, в 1833 воз­глав­лял рес­пуб­ли­кан­ское об-во «Сво­бод­ная ас­со­циа­ция». В 1833–34 из­да­вал ли­бе­раль­ную газ. «Le Populaire». В 1834 под­верг­ся пре­сле­до­ва­ни­ям за по­ли­тич. дея­тель­ность, уе­хал в Бель­гию, а от­ту­да в Ве­ли­ко­бри­та­нию, где по­зна­ко­мил­ся с Р. Оуэ­ном. В эмиг­ра­ции взгля­ды К. эво­лю­цио­ни­ро­ва­ли от ли­бе­ра­лиз­ма к ком­му­низ­му. Свою со­ци­аль­но-по­ли­тич. док­три­ну К. из­ло­жил в уто­пич. ро­ма­не «Пу­те­ше­ст­вие в Ика­рию» («Voyage et aventures de lord William Carisdall en Icarie», vol. 1–2, 1840, рус. пер. 1924); от­сю­да её назв. – «ика­рий­ский ком­му­низм». Идеа­лом К. яв­ля­лась де­мо­кра­тич. рес­пуб­ли­ка, в ко­то­рой ус­та­нов­ле­ны об­ществ. соб­ст­вен­ность на сред­ст­ва про­из-ва, цен­тра­ли­зов. рас­пре­де­ле­ние про­дук­ции, гос. управ­ле­ние пром-стью при со­хра­не­нии ин­ди­ви­ду­аль­ных форм кре­сть­ян­ско­го тру­да. По воз­вра­ще­нии в 1841 во Фран­цию К. во­зоб­но­вил из­да­ние газ. «Le Populaire», где стал про­па­ган­ди­ро­вать ком­му­ни­стич. взгля­ды. Вы­сту­пал за мир­ные и ле­галь­ные ме­то­ды по­ли­тич. борь­бы, кри­ти­ко­вал ре­во­люц. ком­му­ни­стов. Взгля­дам К. был при­сущ ре­лиг. от­те­нок: он ут­верж­дал, что ком­му­низм – это в чи­стом ви­де хри­сти­ан­ст­во, до то­го как оно бы­ло ис­пор­че­но ка­то­ли­циз­мом. Сре­ди пуб­ли­ци­стич. и ис­то­рич. со­чи­не­ний К., на­пи­сан­ных в этот пе­ри­од, – очер­ки «Как я стал ком­му­ни­стом» («Comment je suis communiste», 1840), «По­пу­ляр­ная ис­то­рия Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции» («His­toire populaire de la Révolution française de 1789 à 1830», vol. 1–4, 1839–40), «Со­стоя­ние со­ци­аль­но­го во­про­са в Анг­лии, Шот­лан­дии, Ир­лан­дии и Фран­ции» («État de la question sociale en An­gle­terre, en Écosse, en lrlande et en France», 1843). В 1840-х гг. идеи К. по­лу­чи­ли ши­ро­кую по­пу­ляр­ность в Ев­ро­пе, дви­же­ние ика­рий­ских ком­му­ни­стов во Фран­ции на­счи­ты­ва­ло де­сят­ки тыс. чле­нов. В 1848 К. вме­сте с груп­пой по­сле­до­ва­те­лей уе­хал в США. В том же го­ду в Те­ха­се ос­но­вал ком­му­ну, а в 1849 в Ил­ли­ной­се – но­вую ком­му­ну (см. в ст. «Ика­рия»). В эко­но­мич. пла­не экс­пе­ри­мент ока­зал­ся не­эф­фек­тив­ным, при­ме­няв­шие­ся К. ме­то­ды управ­ле­ния – ав­то­ри­тар­ны­ми. Из-за кон­флик­та с чле­на­ми ил­ли­ной­сской ком­му­ны К. вы­ну­ж­ден был по­ки­нуть её. На­чал соз­да­вать но­вую ком­му­ну в Мис­су­ри, но вско­ре умер.

Соч.: Œuvres. P., 1970; Cabet et les publica­tions du «Populaire»: 1831–1834. P., 1974; Cabet: le communisme icarien de 1840 а̀ 1847. P., 1979.

Лит.: Francis Cl., Gontier F. Partons pour Ica­rie: des Français en Utopie, une société idéale aux États-Unis en 1849. P., 1983; Rég­nier Ph. La mise en roman d’une utopie: le «Voyage en Icarie» de Cabet // Que prouse la literature? Fiction et argumentation, numero special de dix-neuf vingt. 1997. Vol. 40. № 3; Ре­вя­кин АВ. Со­циа­лизм и ли­бе­ра­лизм во Фран­ции в се­ре­ди­не XIX в. М., 1999; Höpp­ner J., Seidel-Höppner W. E. Cabet und seine ikarische Kolonie: sein Weg vom Linkslibe­ralen zum Kommunisten und seine Kolonie in Darstellung und Dokumenten. Fr./M.; N. Y., 2002; Flores d’Arcais A. Il voy­age en Icarie di Cabet. Padova, 2002; Biondi Nalis F. E. Ca­bet tra utopia e rivoluzione. Torino, 2004.

Вернуться к началу