Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БУАЛО́ БУАЛО-ДЕПРЕО НИКОЛА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 280-281

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Голубков
Н. Буало. Портрет работы Г. Риго. 1-я четв. 18 в. (Версаль).

БУАЛО́, Буа­ло-Де­прео (Boileau-Des­pré­aux) Ни­ко­ла (1.11.1636, Па­риж – 13.3.1711, там же), франц. по­эт, тео­ре­тик лит-ры. Чл. Франц. ака­де­мии (1684). По­лу­чил клас­сич. об­ра­зо­ва­ние в ие­зу­ит­ских кол­ле­жах (1643–52). Изу­чал тео­ло­гию в Сор­бон­не (1652); про­дол­жил обу­че­ние на юри­дич. ф-те (1652–56). В 1657 пол­но­стью по­свя­тил се­бя лит. дея­тель­но­сти; впо­след­ст­вии сбли­зил­ся с Ж. Ра­си­ном, Ж. де Ла­фон­те­ном и Моль­е­ром. В 1677 вме­сте с Ра­си­ном на­зна­чен при­двор­ным ис­то­рио­гра­фом Лю­до­ви­ка XIV. Пе­ча­тал­ся с 1663 (оды, эпи­грам­мы). Зна­чит. ус­пех име­ли соз­дан­ные в кон. 1650-х – нач. 1690-х гг. две­на­дцать «Са­тир» («Satires», пер­вое изд. – 1660; час­тич­ный рус. пер. А. Кан­те­ми­ра, 1727–1729), в ко­то­рых Б. опи­сы­ва­ет труд­но­сти па­риж­ской жиз­ни и вы­смеи­ва­ет ви­тие­ва­тый язык пре­ци­оз­ных по­этов. Эс­те­тич. воз­зре­ния Б. от­ра­же­ны в «По­сла­ни­ях» («Epistres», 1669–98) и в од­ном из ито­го­вых ма­ни­фе­стов клас­си­циз­ма – сти­хотв. трак­та­те «По­эти­че­ское ис­кус­ст­во» («Art poе́tique», 1674, в пер­вом рус. пер. В. К. Тре­диа­ков­ско­го – «Нау­ка о сти­хо­твор­ст­ве», 1752). Раз­ви­вая тра­ди­ции «Плея­ды» и Ф. Ма­лер­ба в ду­хе ра­цио­на­лиз­ма Р. Де­кар­та, Б. раз­ра­бо­тал по­этич. док­три­ну (не все­гда со­блю­дав­шую­ся в его собств. со­чи­не­ни­ях), в ко­то­рой фор­маль­но­му изя­ще­ст­ву от­да­но пред­поч­те­ние пе­ред пи­са­тель­ским та­лан­том и вдох­но­ве­ни­ем, а ти­пи­че­ско­му – пе­ред ин­ди­ви­ду­аль­ным; от­стаи­вал не­об­хо­ди­мость стро­гой жан­ро­вой рег­ла­мен­та­ции и со­блю­де­ния «трёх единств» (см. Трёх единств тео­рия). В «спо­ре о древ­них и но­вых» Б. вы­сту­пал как апо­ло­гет ан­тич­ной тра­ди­ции: «Рас­су­ж­де­ние об оде» («Discours sur l’ode», 1693), пе­ре­вод трак­та­та Псев­до-Лон­ги­на «О воз­вы­шен­ном» («Traité du sub­lime», 1674) и «Кри­ти­че­ские рас­су­ж­де­ния о не­ко­то­рых мес­тах из со­чи­не­ний ри­то­ра Лон­ги­на» («Réflexions critiques sur qu­elque passages du rhéteur Longin», 1694, рус. пер. 1985). Сре­ди др. со­чи­не­ний – диа­лог-пам­флет «Ге­рои ро­ма­нов» («Dia­logue des héros de romans», 1665, изд. 1701), ирои­ко­ми­че­ская по­эма «На­лой» («Le Lutrin», 1674–83).

Соч.: По­эти­че­ское ис­кус­ст­во. М., 1957; Œuv­res complètes. P., 1966.

Лит.: Clarac P. Boileau. P., 1964; Beugnot B., Zuber R. Boileau. Montréal, 1973; Joret P. Nicolas Boileau-Despréaux, révolutionnaire et conformiste. P.; Seattle, 1989; Magne E. Bib­liographie générale des œuvres de Nicolas Boi­leau-Despréaux. P., 1929.

Вернуться к началу