Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕЛОМО́РСКО-БАЛТИ́ЙСКИЙ КАНА́Л

Авторы: М. Ю. Моруков

БЕЛОМО́РСКО-БАЛТИ́ЙСКИЙ КАНА́Л, су­до­ход­ный ка­нал, со­еди­няю­щий Бе­лое м. с Онеж­ским оз., часть вод­но­го пу­ти ме­ж­ду Бе­лым и Бал­тий­ским мо­ря­ми. Про­тя­жён­ность 227 км, в т. ч. 37 км  ис­кус­ст­вен­ные вод­ные пу­ти. Под­ни­ма­ет­ся от пос. По­ве­нец к во­до­раз­дель­но­му бье­фу (7 шлю­зов  т. н. по­вен­чан­ская ле­ст­ни­ца на юж. скло­не), за­тем спус­ка­ет­ся (12 шлю­зов, за­ре­гу­ли­ро­ван­ные озёра  Мат­ко­зе­ро, Вы­го­зе­ро и др. на сев. скло­не) и вы­хо­дит в Бе­лое м. у г. Бе­ло­морск (быв. Со­ро­ка); на трас­се  15 пло­тин, 49 дамб, 12 во­до­спус­ков. Че­рез Онеж­ское оз., р. Свирь (ра­бо­ты по её шлю­зо­ва­нию про­ве­де­ны в 1930) и Ла­дож­ское оз. Б.-Б. к. со­еди­ня­ет­ся с Вол­го-Бал­тий­ским вод­ным пу­тём. Про­ек­ты по­строй­ки ка­на­ла об­су­ж­да­лись мно­го­крат­но, в т. ч. в 179899 и 191416. В 1930 пред­ло­же­ние о по­строй­ке Б.-Б. к. рас­смот­ре­но на за­се­да­нии По­лит­бю­ро ЦК ВКП(б) (5 мая), ре­ше­ние о строи­тель­ст­ве при­ня­то по­ста­нов­ле­ни­ем СТО (3 ию­ня), на­ча­ты изы­ска­ния для оп­ре­де­ле­ния на­прав­ле­ния трас­сы (14 ию­ня). Б.-Б. к.  пер­вый круп­ный объ­ект нар. хо­зяй­ст­ва, со­ору­жён­ный в СССР с ис­поль­зо­ва­ни­ем тру­да осу­ж­дён­ных. Пер­во­на­чаль­но глу­би­на ка­на­ла пре­ду­смат­ри­ва­лась в 18 фу­тов (ок. 5,5 м), од­на­ко из-за тех­нич. оши­бок и вы­со­ких пла­ни­руе­мых за­трат (св. 535 млн. руб.) его про­ек­ти­руе­мая глу­би­на умень­ше­на до 12 фу­тов (ок. 3,7 м). Про­ект раз­ра­бо­тан груп­пой осу­ж­дён­ных ин­же­не­ров под рук. С. Я. Жу­ка (ут­вер­ждён СТО 1.7.1931). Пла­ни­ро­ва­лось стро­ить все со­ору­же­ния из ме­ст­ных ма­те­риа­лов с ми­ним. ис­поль­зо­ва­ни­ем ста­ли и бе­то­на. На по­строй­ку ка­на­ла вы­де­ле­но ок. 70 млн. руб. С ию­ля 1931 для строи­тель­ст­ва на­ча­ли при­во­зить за­клю­чён­ных, в но­яб­ре на ба­зе Со­ло­вец­ких и Ка­ре­ло-Мур­ман­ских ла­ге­рей сфор­ми­ро­ван Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ский ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. Пер­вый уча­сток трас­сы пу­щен в дей­ст­вие 23.4.1933, офи­ци­аль­но Б.-Б. к. при­нят в экс­плуа­та­цию 2 ав­гу­ста. Строи­тель­ст­во обо­шлось бо­лее чем в 84 млн. руб., кро­ме то­го, за­клю­чён­ны­ми вы­пол­не­ны ра­бо­ты на сум­му св. 17 млн. руб. для др. ор­га­ни­за­ций. В 193133 на строи­тель­ст­ве умер­ло 12318 осу­ж­дён­ных. В 193341 Б.-Б. к. ис­поль­зо­вал­ся пре­им. в во­ен­но-стра­те­гич. це­лях, по не­му пе­ре­ве­де­но 10 эс­мин­цев, 3 сто­ро­же­вых ко­раб­ля и 26 под­вод­ных ло­док с Бал­ти­ки для Се­вер­но­го и от­час­ти Ти­хо­оке­ан­ско­го фло­тов. В Вел. Отеч. вой­ну по юж. час­ти Б.-Б. к. про­хо­ди­ла ли­ния фрон­та ме­ж­ду сов. и финл. вой­ска­ми (до 1944); со­ору­же­ния ка­на­ла в 1941 по­дор­ва­ны сов. вой­ска­ми с це­лью за­дер­жать про­дви­же­ние про­тив­ни­ка (вос­ста­нов­ле­ны в 1946); сев. часть про­дол­жа­ла экс­плуа­ти­ро­вать­ся. В 196090-х гг. про­ве­де­на ре­кон­ст­рук­ция Б.-Б. к. По ка­на­лу су­да сме­шан­но­го пла­ва­ния (ре­ка  мо­ре) пе­ре­во­зят лес, ру­ду, др. гру­зы.

Лит.: Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ский ка­нал им. И. В. Ста­ли­на: Ис­то­рия строи­тель­ст­ва. М., 1934 (ре­принт – М., 1998); Иса­ков И. С. Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ский вод­ный путь // Иса­ков И. С. Океа­но­ло­гия, гео­гра­фия и во­ен­ная ис­то­рия. Избр. про­из­ве­де­ния. М., 1984; Morukov M. White Seа-Baltic canal // The economy of forced labour: the Soviet Gulag. Stanford, 2003.

Вернуться к началу