Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АМФИКТИОНИ́Я

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 642

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Э. Д. Фролов

АМФИКТИОНИ́Я (греч. Ἀμφιϰτιονία – «со­юз во­круг жи­ву­щих»), в Древ­ней Гре­ции объ­е­ди­не­ние пле­мён для со­вме­ст­но­го по­чи­та­ния к.-л. бо­же­ст­ва. Та­ко­го ро­да объ­е­ди­не­ния, пер­во­на­чаль­но ре­ли­ги­оз­но­го, а позд­нее ре­лиг.-по­ли­тич. ха­рак­те­ра, бы­ли рас­про­стра­не­ны в ар­ха­ич. вре­мя, а не­ко­то­рые про­дол­жа­ли су­ще­ст­во­вать и позд­нее. Наи­бо­лее из­вест­ны Пи­лей­ско-Дель­фий­ская и Де­лос­ская А. Пер­вая из них об­ра­зо­ва­лась пре­им. из пле­мён Ср. и Сев. Гре­ции на ос­но­ве по­чи­та­ния Де­мет­ры в Ан­фе­ле (в р-не Фер­мо­пил или, бо­лее крат­ко, Пил) и Апол­ло­на в Дель­фах. Гл. центр этой А. – свя­ти­ли­ще в Дель­фах; в неё вхо­ди­ло до 12 пле­мён, в т. ч. фес­са­лий­цы, фо­кий­цы, бе­о­тий­цы, до­рий­цы, ио­ний­цы (вклю­чая афи­нян) и др. В 6–4 вв. до н. э., за­щи­щая ин­те­ре­сы свя­ти­ли­ща, А. не раз ве­ла т. н. свя­щенные вой­ны. Ма­ке­дон­ский царь Фи­липп II, став­ший по­сле 3-й Свя­щен­ной вой­ны чле­ном и про­тек­то­ром Дель­фий­ской А., исполь­зо­вал её для ут­вер­жде­ния ма­кед. ге­ге­мо­нии в Эл­ла­де. Де­лос­ская А. объ­е­ди­ня­ла гл. обр. ио­ний­цев, на­се­ляв­ших ост­ро­ва Эгей­ско­го м. В 5 в. до н. э. она ста­ла ре­лиг. ос­но­ва­ни­ем или при­кры­ти­ем для Афин­ской мор­ской дер­жа­вы.

Лит.: Ла­ты­шев ВВ. Очерк гре­че­ских древ­но­стей. СПб., 1997. Ч. 1: Го­су­дар­ст­вен­ные и во­ен­ные древ­но­сти; Sánchez P. L’Am­phic­tionie des Pyles et de Del­phes: re­cher­ches sur son rôle his­tori­que des origi­nes au II siècle de no­tre ère. Stuttg., 2001.

Вернуться к началу