Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СПИРИТИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 80

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Н. Воропаев

СПИРИТИ́ЗМ (от лат. spiritus – дух, ду­ша), ок­культ­но-мис­тич. уче­ние о ми­ре ду­хов и спо­со­бах его взаи­мо­дей­ст­вия с фи­зи­че­ским ми­ром, а так­же прак­ти­ка об­ще­ния лю­дей с ду­ха­ми с по­мо­щью ме­диу­ма в про­цес­се спи­ри­тич. се­ан­са, ко­гда ме­ди­ум, на­хо­дясь в со­стоя­нии тран­са, вхо­дит в кон­такт с ду­хом и оз­ву­чи­ва­ет от­ве­ты на за­дан­ные ему во­про­сы. Впер­вые ос­нов­ные по­ло­же­ния С. как уче­ния бы­ли из­ло­же­ны франц. фи­ло­со­фом и пе­да­го­гом А. Кар­де­ком (1804–69) в «Кни­ге ду­хов» («Le Livre des esprits», 1857). С точ­ки зре­ния спи­ри­тов Бог есть выс­ший, без­лич­ный и бес­ко­неч­ный твор­че­ский ра­зум. Все­лен­ная со­сто­ит из мно­же­ст­ва ми­ров, на­се­лён­ных ра­зум­ны­ми су­ще­ст­ва­ми. Че­ло­век, кро­ме ду­ши и фи­зи­че­ско­го те­ла, об­ла­да­ет так­же по­лу­ма­те­ри­аль­ным эфир­ным те­лом (пе­рис­пи­ри­том), ко­то­рое со­еди­ня­ет его ду­хов­ное и фи­зи­че­ское на­ча­ла. Смерть при­во­дит к рас­па­ду фи­зи­че­ско­го те­ла, по­сле ко­то­ро­го бес­смерт­ная ду­ша, за­клю­чён­ная в пе­рис­пи­рит, пе­ре­хо­дит в мир ду­хов. Пе­рио­ди­че­ски дух во­пло­ща­ет­ся в од­ном из мно­же­ст­ва ми­ров, про­дол­жая эво­лю­цио­ни­ро­вать. Це­лью С., с точ­ки зре­ния Кар­де­ка, яв­ля­ет­ся со­вер­шен­ст­во­ва­ние че­ло­ве­ка пу­тём по­сти­же­ния им бо­же­ст­вен­ных ис­тин, от­кры­вае­мых выс­ши­ми ду­ха­ми. На­зы­вая С. «хри­сти­ан­ским», он, тем не ме­нее, от­ри­цал хри­сти­ан­ские дог­ма­ты о Трои­це, Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом, Ис­ку­п­ле­нии, Страш­ном су­де, пер­во­род­ном гре­хе, рае и аде, а так­же – Бо­же­ст­вен­ную при­ро­ду Ии­су­са Хри­ста, по­ла­гая его «иде­аль­ным ме­диу­мом». По­клон­ни­ка­ми С. бы­ли А. Ко­нан Дойл, На­по­ле­он III, А. Н. Ак­са­ков, В. И. Даль, А. М. Бут­ле­ров и др. В то же вре­мя Д. И. Мен­де­лее­вым бы­ла соз­да­на Ко­мис­сия для изу­че­ния ме­диу­ми­че­ских яв­ле­ний, сде­лав­шая вы­вод, что С. яв­ля­ет­ся об­ма­ном и суе­ве­ри­ем. Ны­не, не­смот­ря на то, что осн. хри­сти­ан­ские кон­фес­сии осу­ди­ли уче­ние С., спи­ри­тич. ор­га­ни­за­ции про­дол­жа­ют свою дея­тель­ность во мно­гих стра­нах.

Лит.: Ко­нан-Дойль А. Ис­то­рия спи­ри­тиз­ма. СПб., 1998; Кар­дек А. Кни­га ду­хов. Кни­га ме­диу­мов. М., 2006; Раз­дъя­ко­нов В. С. Рас­цвет и за­кат экс­пе­ри­мен­таль­но­го спи­ри­тиз­ма в Рос­сии 1880–1890-х го­дов // Вест­ник РГГУ. Сер. Куль­ту­ро­ло­гия. Ис­кус­ство­ве­де­ние. Му­зео­ло­гия. 2010. № 15; он же. «Ве­ли­кое де­ло» уче­ных-спи­ри­тов: Ис­то­рия Рус­ско­го об­ще­ст­ва экс­пе­ри­мен­таль­ной пси­хо­ло­гии и спи­ри­ти­че­ский кру­жок Н. П. Ваг­не­ра // Вест­ник РГГУ. Сер. Фи­ло­соф­ские нау­ки. Ре­ли­гио­ве­де­ние. 2013. № 13.

Вернуться к началу