Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУХРАВА́РДИ ШИХАБ АД-ДИН ЯХЬЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 474-475

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Смирнов

СУХРАВА́РДИ (ас-Сух­ра­вар­ди) Ши­хаб ад-Дин Яхья (1154, Сух­ра­вард, Иран – 1191, Алеп­по, Си­рия), иран. фи­ло­соф, ос­но­ва­тель иш­ра­киз­ма, или фи­ло­со­фии оза­ре­ния (от араб. «иш­рак» – оза­ре­ние), од­но­го из пя­ти осн. на­прав­ле­ний клас­сич. ара­бо-му­суль­ман­ской фи­ло­со­фии.

В ря­де ран­них со­чи­не­ний («На­мё­ки», «Про­ти­во­стоя­ния» и др.) С. из­ла­га­ет при­ня­тый для его вре­ме­ни ва­ри­ант уче­ния фаль­са­фы (ара­боя­зыч­но­го ари­сто­те­лиз­ма). Со­вер­шив пу­те­ше­ст­вие по Си­рии и Ана­то­лии и по­се­лив­шись в 1183 в Алеп­по, С., отой­дя от ари­сто­те­лиз­ма, фор­му­ли­ру­ет собств. фи­лос. уче­ние.

Осн. фи­лос. про­из­ве­де­ние – «Муд­рость оза­ре­ния» («Хик­мат ал-иш­рак»). В нём С. по­пы­тал­ся по­стро­ить безу­преч­ную мо­ни­стич. сис­те­му на фун­да­мен­те ме­та­фи­зи­ки све­та, со­про­во­ж­дая это но­ми­на­ли­стич. кри­ти­кой ка­те­го­рии «су­ще­ст­во­ва­ние» и суб­стан­ци­аль­ных форм пе­ри­па­те­ти­ков. Аб­со­лю­ти­зи­руя «свет», С. трак­ту­ет «тьму» как чис­тую от­ри­ца­тель­ность, в чис­ло ус­ло­вий ко­то­рой не вхо­дит «воз­мож­ность». В ка­че­ст­ве Пер­во­на­ча­ла вы­сту­па­ет аб­со­лют­ный «Свет све­тов», от­но­ше­ние Пер­во­на­ча­ла к сво­им след­ст­ви­ям опи­сы­ва­ет­ся как убы­ва­ние «ин­тен­сив­но­сти» све­та. Все све­ты пред­став­ля­ют со­бой не­что аб­со­лют­но про­стое, оди­на­ко­вое, но раз­ли­чаю­щее­ся по ин­тен­сив­но­сти: ка­ж­дый ни­же­стоя­щий свет в от­но­ше­нии вы­ше­стоя­ще­го ме­нее ин­тен­си­вен и в си­лу это­го «под­чи­нён» ему. В си­лу со­вер­шен­ной про­сто­ты свет пред­став­ля­ет со­бой аб­со­лют­ную яв­лен­ность, в слу­чае от­сут­ст­вия «за­ве­сы» та­кая яв­лен­ность то­ж­де­ст­вен­на по­зна­нию. За­ве­са от­сут­ст­ву­ет ме­ж­ду Све­том све­тов и лю­бым др. све­том; са­мость, или «я» че­ло­ве­ка, пред­став­ля­ет со­бой свет и по­то­му не скры­та от са­мой се­бя. С., как и Ибн Си­на, счи­та­ет са­мо­по­зна­ние ин­туи­тив­ным, но, в от­ли­чие от по­след­не­го, опи­сы­ва­ет его как схва­ты­ва­ние све­то­вой при­ро­ды са­мим же све­том. По­зна­ние про­те­ка­ет в двух осн. фор­мах – «ис­сле­до­ва­ние», опи­раю­щее­ся на ло­ги­ку, и «ин­туи­ция», не­по­средств. схва­ты­ва­ние све­то­вой ис­ти­ны лю­бой ве­щи. Ком­мен­та­то­ра­ми «Муд­ро­сти оза­ре­ния» вы­сту­пи­ли аш-Шах­ра­зу­ри (13–14 вв.), Кутб ад-Дин аш-Ши­ра­зи (ум. 1311), Садр ад-Дин аш-Ши­ра­зи (ум. 1640 или 1641).

Иш­ра­ки­ст­ско-зо­роа­ст­рий­ским язы­ком с до­бав­ле­ни­ем пе­ри­па­те­тич. мо­ти­вов на­пи­са­ны «Хра­мы све­та», «Има­до­вы скри­жа­ли». В чис­ле мно­го­числ. ал­ле­го­рич. и мис­тич. трак­та­тов, на­пи­сан­ных на араб. и перс. язы­ках, – «В за­пад­не За­па­да», «Трак­тат о пти­цах», «Язык му­равь­ёв» и др.

Фи­ло­со­фия оза­ре­ния в со­еди­не­нии с идея­ми фаль­са­фы, су­фий­ски­ми мо­ти­ва­ми и эле­мен­та­ми ши­ит­ской док­три­ны со­ста­ви­ла уче­ние «ир­фан», сис­те­ма­ти­зи­ро­ван­ное Садр ад-Ди­ном аш-Ши­ра­зи (мул­лой Сад­ра) и про­па­ган­ди­руе­мое в совр. Ира­не как выс­шее дос­ти­же­ние ис­лам­ской фи­лос. мыс­ли.

Три то­ма со­чи­не­ний С. на араб. и перс. язы­ках из­да­ны в 1952 А. Кор­бе­ном, за­тем не­од­но­крат­но пе­ре­из­да­ва­лись.

Соч.: Œuvres philosophiques et mystiques / Ed. H. Corbin. 2 éd. Teheran, 1993. Vol. 1–3.; The philosophy of illumination. A new critical edi­tion of the text of Ḥikmat al-Ishrāq / With English translation, notes, commentary a in­troduction by J. Walbridge, H. Ziai. Provo, 1999; По­весть о Хайе, сы­не Йак­за­на (По­весть о за­пад­ной чуж­би­не) // Сред­не­ве­ко­вая ара­бо-му­суль­ман­ская фи­ло­со­фия в пе­ре­во­дах А. В. Са­га­дее­ва. М., 2010. Т. 3; Шум крыль­ев Гав­рии­ла // Иш­рак: Еже­год­ник ис­лам­ской фи­ло­со­фии. М., 2010. № 1; Муд­рость оза­ре­ния (от­ры­вок) // Там же. М., 2011. № 2; Има­до­вы скри­жа­ли (от­ры­вок) // Там же.

Лит.: Ziai H. Knowledge and illumination: A study of Suhrawardi’s Hikmat al-Ishraq. Atlanta, 1990; Наср С. Х. Фи­ло­со­фы ис­ла­ма: Ави­цен­на (Ибн Си­на), ас-Сух­ра­вар­ди, Ибн Ара­би. М., 2014.

Вернуться к началу