РО́НДО-СОНА́ТА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РО́НДО-СОНА́ТА, смешанная муз. форма, объединяющая признаки ро́ндо и сонатной формы. В отличие от др. смешанных форм, Р.-с. – форма устоявшаяся. В норме – 7-частная (по схеме ABACAB'A), где «C» – эпизод или разработка. Отсюда – две осн. разновидности: c эпизодом (напр., 3-я соната для скрипки и фп. Э. Грига, финал); с разработкой (напр., 4-й фп. концерт Л. ван Бетховена, финал). Возможны варианты схемы, напр. с пропуском 3-го «А» (напр., 3-я соната для скрипки с фп. И. Брамса, финал). По классификации А. Б. Маркса – «рондо 4-й формы» (Р.-с. с эпизодом, без заключит. партии) и «рондо 5-й формы» (объединяет понятия сонатной формы и Р.-с. с эпизодом вместо разработки, но с заключит. партией); Р.-с. с разработкой у Маркса называется «сонатное рондо» (нем. sonatenartige Rondo). Осн. признаки формы: проведение главной партии (A) сразу после побочной (B) подобно рефрену в форме рондо; транспозиция 1-го эпизода (B) в репризе (B') подобно побочной партии в сонатной форме. От рондо в Р.-с. сохраняются песенно-танцевальный тематизм и, как следствие, квадратность; эпизод (а не разработка); простые формы в частях. От сонатной формы сохраняются соотношение A и B как главной и побочной партий; наличие связующей и заключит. партий, разработки; транспозиция эпизода в коде; период и предложение как формы частей.
Применяется гл. обр. в финалах классико-романтич. циклич. инструментальных форм – сонат, концертов, симфоний и др.