Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАЗМЕ́Р СТИХОТВО́РНЫЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 171

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Гаспаров

РАЗМЕ́Р СТИХОТВО́РНЫЙ, фор­ма сти­хотв. рит­ма, по­сле­до­ва­тель­но вы­дер­жан­ная на про­тя­же­нии сти­хо­твор­но­го про­из­ве­де­ния или его от­рыв­ка. В сил­ла­би­че­ском сти­хо­сло­же­нии Р. с. оп­ре­де­ля­ет­ся чис­лом сло­гов (8-слож­ный стих, 11-слож­ный стих), в то­ни­че­ском сти­хо­сло­же­нии – чис­лом уда­ре­ний (3-удар­ный стих, 4-удар­ный стих), в мет­ри­че­ском сти­хо­сло­же­нии и сил­ла­бо-то­ни­че­ском сти­хо­сло­же­нии – мет­ром и чис­лом стоп (3-стоп­ный ямб, 4-стоп­ный дак­тиль); в двух по­след­них обыч­но раз­ли­ча­ют­ся по­ня­тия: метр (оп­ре­де­ляю­щий рит­мич. строе­ние сти­ха, напр. ямб), Р. с. (оп­ре­де­ляю­щий дли­ну сти­ха, напр. 4-стоп­ный ямб) и раз­но­вид­ность Р. с. (оп­ре­де­ляю­щая до­пол­нит. спе­ци­фи­ку рит­ма, напр. 4-стоп­ный ямб со сплош­ны­ми муж­ски­ми окон­ча­ния­ми). Од­на­ко эта тер­ми­ноло­гия ещё не впол­не ус­та­но­ви­лась («метр» и «Р. с.» упот­реб­ля­ют­ся и как си­но­ни­мы).

Раз­лич­ные Р. с. по-раз­но­му со­от­но­сят­ся с чле­не­ни­ем ре­чи на син­таг­мы и ко­ло­ны и, сле­до­ва­тель­но, с её ин­то­нац. строе­ни­ем. Бли­же все­го сов­па­да­ют со сред­ним объ­ё­мом ре­че­во­го ко­ло­на, до­пус­ка­ют наи­бо­лее ес­те­ст­вен­ные и раз­но­об­раз­ные ин­то­на­ции и по­это­му наи­бо­лее упот­ре­би­тель­ны в рус. по­эзии Р. с. с дли­ной стро­ки в 8–9 сло­гов (4-стоп­ные хо­рей и ямб, 3-стоп­ные дак­тиль, ана­пест и ам­фиб­ра­хий); бо­лее ко­рот­кие Р. с. зву­чат от­ры­ви­сто, бо­лее длин­ные – тор­же­ст­вен­но и плав­но. Эти ес­теств. осо­бен­но­сти во взаи­мо­дей­ст­вии с ис­то­ри­ко-лит. тра­ди­ция­ми оп­ре­де­ля­ют тя­го­те­ние от­дель­ных Р. с. к тем или иным жан­рам и те­мам. В за­ви­си­мо­сти от по­пу­ляр­но­сти разл. жан­ров и ос­вое­ния разл. те­ма­ти­ки упот­ре­би­тель­ность раз­ных Р. с. в ис­то­рии рус. по­эзии ме­ня­лась. В сил­ла­бич. по­эзии 17–18 вв. гос­под­ство­ва­ли раз­ме­ры 11-слож­ник и 13-слож­ник. В сил­ла­бо-то­ни­ке 18 в. гос­под­ство­ва­ли 6-стоп­ный ямб, 4-стоп­ный ямб, воль­ный ямб и 4-стоп­ный хо­рей. В 1-й пол. 19 в. по­сте­пен­но ос­ваи­ва­ют­ся 5-стоп­ный ямб и 3-слож­ные раз­ме­ры. Со 2-й пол. 19 в. око­ло чет­вер­ти всей ли­ри­ки пи­шет­ся 4-стоп­ным ям­бом, чет­верть – ос­таль­ны­ми ям­би­че­скими Р. с., чет­верть – хо­рея­ми, чет­верть – 3-слож­ны­ми раз­ме­ра­ми. В 20 в. в упот­реб­ле­ние вхо­дят доль­ник и др. чис­то-то­ни­че­ские раз­ме­ры, но осн. про­пор­ции групп ос­та­ют­ся преж­ни­ми.

Лит.: Гас­па­ров М. Л. Очерк ис­то­рии рус­ско­го сти­ха. 2-е изд. М., 2000; он же. Очерк ис­то­рии ев­ро­пей­ско­го сти­ха. 2-е изд. М., 2003.

Вернуться к началу