Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАРРАТОЛО́ГИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 84

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




НАРРАТОЛО́ГИЯ (франц. narratologie, англ. narratology, от лат. narro – рас­сказы­вать), ли­те­ра­ту­ро­ведч. дис­ци­п­ли­на – тео­рия по­ве­ст­во­ва­ния. Офор­ми­лась в кон. 1960-х гг. в ре­зуль­та­те пе­ре­смот­ра док­три­ны струк­ту­ра­лиз­ма; за­ни­ма­ет про­ме­жу­точ­ное ме­сто ме­ж­ду струк­ту­ра­лиз­мом и ре­цеп­тив­ной кри­ти­кой. Ос­но­вы Н. за­ло­же­ны Р. О. Якоб­со­ном в ст. «Лин­гвис­ти­ка и по­эти­ка» (1958); тер­мин впер­вые ис­поль­зо­вал Ц. То­до­ров в кн. «Грам­ма­ти­ка "Де­ка­ме­ро­на"» (1969). На ста­нов­ле­ние Н. по­влия­ли ра­бо­ты пред­ста­ви­те­лей рус. фор­маль­ной шко­лы, кон­цеп­ция диа­ло­гич­но­сти М. М. Бах­ти­на, идеи пред­ста­ви­те­лей мо­с­ков­ско-тар­ту­ской се­мио­тич. шко­лы (Ю. М. Лот­ман, Б. А. Ус­пен­ский), анг­ло-амер. и нем. ис­сле­до­ва­ния по тех­ни­ке по­ве­ст­во­ва­ния (П. Лаб­бок, В. Кай­зер и др.). Осо­бую роль сыг­ра­ли тру­ды франц. струк­ту­ра­ли­стов – А. Ж. Грей­ма­са, К. Бре­мо­на, То­до­ро­ва, Ж. Же­нет­та, Ж. К. Ко­ке, ран­не­го Р. Бар­та. Гл. цель Н. – пре­одо­ле­ние им­ма­нент­но­го ана­ли­за тек­ста, ха­рак­тер­но­го для струк­тур­ной по­эти­ки. Ис­хо­дя из ком­му­ни­ка­тив­но­го по­ни­ма­ния при­ро­ды ли­те­ра­ту­ры, при­вер­жен­цы Н. обос­но­вы­ва­ют по­ло­же­ние о це­поч­ке по­ве­ст­во­ват. ин­стан­ций, по ко­то­рой – в хо­де ак­тив­но­го «диа­ло­ги­че­ско­го взаи­мо­дей­ст­вия» пи­са­те­ля и чи­та­те­ля – осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пе­ре­да­ча ху­дож. ин­фор­ма­ции. Об­ра­зую­щие текст зна­ки со­от­но­сят­ся как с вне­ли­те­ра­тур­ной ре­аль­но­стью, так и с ху­дож. тра­ди­ци­ей, под ко­то­рой Н. по­ни­ма­ет при­над­леж­ность тек­ста к оп­ре­де­лён­ной сис­те­ме лит. жан­ров, его свя­зи с лит. на­прав­ле­ни­ем, с др. ви­да­ми ис­кус­ст­ва и ду­хов­ной дея­тель­но­сти (эти­кой, ре­ли­ги­ей, фи­ло­со­фи­ей, эс­те­ти­кой). В сфе­ре вни­ма­ния Н. – ана­лиз ие­рар­хии по­ве­ст­во­ват. уров­ней, от­но­ше­ний ме­ж­ду чи­та­те­лем, по­ве­ст­во­ва­те­лем и пер­со­на­жем, рас­ска­зом и ис­то­ри­ей и др. Ино­гда в Н. вы­де­ля­ют в ка­че­ст­ве отд. на­прав­ле­ния «ана­лиз дис­кур­са» (Ю. Кри­сте­ва, Барт, М. Риф­фа­тер, П. Ван ден Хё­вель и др.).

Лит.: Prince G. Narratology. B.; N. Y., 1982; Ricœur P. Temps et récit. P., 1983–1985. Vol. 1–3; Ко­си­ков Г. К. Струк­тур­ная по­эти­ка сю­же­тос­ло­же­ния во Фран­ции // За­ру­беж­ное ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние 70-х гг.: на­прав­ле­ния, тен­ден­ции, про­бле­мы. М., 1984; Иль­ин И. П. Ме­ж­ду струк­ту­рой и чи­та­те­лем: тео­ре­ти­че­ские ас­пек­ты ком­му­ни­ка­тив­но­го изу­че­ния ли­те­ра­ту­ры // Тео­рии, шко­лы, кон­цеп­ции. М., 1985; Heuvel P. van den. Parole, mot, silence: pour une poétique de l’énonciation. P., 1985; Marchese A. L’officina del racconto. 2 ed. Mil., 1986; Fludernik M. Towards a «natural» nar­ra­tology. L.; N. Y., 1996; Же­нетт Ж. Фи­гу­ры. М., 1998. Т. 1–2; Тю­па В. И. Нар­ра­то­ло­гия как ана­ли­ти­ка по­ве­ст­во­ва­тель­но­го дис­кур­са: («Ар­хие­рей» А. П. Че­хо­ва). Тверь, 2001; Narrative theory. L.; N. Y., 2004. Vol. 1–4; Routledge encyclopedia of narrative theory. L., 2005; Metzeltin M. Theoretische und an­ge­wandte Semantik: vom Begriff zum Text. W., 2007; Шмид В. Нар­ра­то­ло­гия. 2-е изд. М., 2008; Revaz F. Introduction а̀ la narratologie. Brux., 2009.

Вернуться к началу