ЗАБОЛО́ЦКИЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗАБОЛО́ЦКИЙ Николай Алексеевич [24. 4(7.5).1903, ферма близ Казани – 14.10.1958, Москва], рус. поэт, переводчик. Родился в семье агронома. В 1913–20 учился в Уржумском реальном уч-ще; в 1920 поступил одновременно на филологический и медицинский факультеты МГУ; в 1921 переехал в Петроград, окончил Педагогический ин-т им. А. И. Герцена (1925). Присоединился в 1925 к созданному поэтом А. В. Туфановым «Ордену заумников DSO»; познакомился с Д. И. Хармсом и А. И. Введенским. В 1927 дебютировал как поэт. Вошёл в группу ОБЭРИУ, для манифеста которой написал разделы «Общественное лицо ОБЭРИУ» и «Поэзия обэриутов» (опубл. в 1928), так охарактеризовав свой метод: «Предмет не дробится, но наоборот – сколачивается и уплотняется до отказа…» Установка на конкретность и «плотность» образного ряда воплотилась в сб. «Столбцы» (1929): место действия многих его стихотворений (Обводный канал, Народный дом, чёрные лестницы Ленинграда) и лит. аллюзии (на тексты Н. В. Гоголя и др.) заставляют вспомнить о петерб. образах рус. классич. лит-ры, однако яркие краски, сочные детали и сами названия некоторых стихотворений («Игра в снежки», «Рыбная лавка» и др.) отсылают к живописи «малых фламандцев», а алогичность и прихотливость смысловых связей – к худож. практике живописного и лит. авангардизма.
В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. З. публиковал в журналах «Ёж» и «Чиж» стихи, рассказы и очерки для детей (нередко под псевд. Я. Миллер); в 1930–1932 работал в этих журналах на технич. должностях. Под влиянием сочинений И. В. Гёте, Г. С. Сковороды, В. И. Вернадского, К. И. Циолковского, с которым З. переписывался, а также В. Хлебникова его поэзия претерпела значит. изменения: в стихах, поэмах «Безумный волк» (1931), «Деревья», «Птицы» (обе 1933) развивается натурфилософская концепция единства и многообразия природных форм, взаимосвязи живой и неживой материи, разумности всего мироздания. Мысль о том, что человек должен уничтожить присутствующие в природе жестокость и косность и внести в неё гармонию, выражена в поэме «Торжество земледелия» (1929–30, опубл. в 1933), которая была трактована как пасквиль на колхозное строительство и вызвала ожесточённую критику. Свёрстанный сб. «Стихотворения 1926–32» не вышел из печати; З. занялся переводами-пересказами для детей романов Ф. Рабле, Дж. Свифта, Ш. Де Костера. Появление стихотворений «Прощание» (1934), посвящённого памяти С. М. Кирова, и «Горийская симфония» (1936) о родине И. В. Сталина, а также признание собств. «ошибок» в ходе дискуссии о формализме позволили З. вернуться к активному поэтич. творчеству. Он переводил груз. поэтов, издал сб. «Вторая книга» (1937). 19.3.1938 З. был арестован по обвинению в контрреволюц. деятельности, приговорён к 5 годам заключения; работал на Дальнем Востоке на лесоповале, в карьере, на строительстве железной дороги, после перевода в 1943 в район Кулунды – на добыче озёрной соды. 18.8.1944 освобождён, но оставлен при лагере; в 1945 переведён в Караганду (часть этих событий воссоздал в «Истории моего заключения», 1956, опубл. в 1988).
В 1946 вернулся в Москву, где вновь после многолетнего перерыва начал писать стихи, переводил таджикских, венг., нем., груз. и др. поэтов (в т. ч. поэму Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре», 1957); опубликовал стихотв. перевод «Слова о полку Игореве» (1946), сб. «Стихотворения» (1948). В 1951 выступил с докладом «К вопросу о ритмической структуре "Слова о полку Игореве"» (опубл. в 1969) на заседании спец. комиссии, посвящённой этому лит. памятнику; начал работу по созданию единого стихотв. эпоса на основе рус. былин (замысел не осуществлён). Поздняя поэзия З. отличается ясностью и простотой образно-стилистич. строя, ориентированного на традиции рус. лирики 19 в.; натурфилософская тематика уступила в ней место психологически углублённым раздумьям о сущности человеческой души, о месте человека в мире. В 1957 был создан редкий по лирич. пронзительности цикл «Последняя любовь», вышла последняя книга З. – сб. «Стихотворения», объединивший избранные стихи 1930–50-х гг. и переводы. В историч. поэме «Рубрук в Монголии» (1958) точные детали, почерпнутые из отчёта о путешествии монаха-минорита в 1253 и др. источников, соседствуют с размышлениями о противостоянии вост. и зап. цивилизаций; некоторые приёмы поэмы отсылают к гротесковой стилистике «Столбцов». Среди др. произведений: очерки и статьи о лит-ре; подготовленная З. на основе писем к семье подборка «Сто писем 1938–1944 гг.» (опубл. в 1989), рассказы о жизни в лагере. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958).