Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТАДИА́ЛЬНОСТИ ТЕО́РИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 147

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Виноградов

СТАДИА́ЛЬНОСТИ ТЕО́РИЯ, пред­став­ле­ние ис­то­рич. раз­ви­тия язы­ков как сме­ны ста­дий (со­стоя­ний), но­ся­щих уни­вер­саль­ный ха­рак­тер. За­ро­ди­лась в сер. 19 в. на ос­но­ве кон­цеп­ции В. фон Гум­больд­та о строе­нии и раз­ви­тии язы­ка. Её пер­вую от­чёт­ли­вую фор­му­ли­ров­ку дал А. Шлейхер, счи­тав­ший, что изо­ли­рую­щие язы­ки, агг­лю­ти­на­тив­ные язы­ки и флек­тив­ные язы­ки – это 3 по­сле­до­ват. сту­пе­ни раз­ви­тия язы­ка (наи­бо­лее со­вер­шен­ный – флек­тив­ный тип), по­сле че­го на­чи­на­ет­ся пе­ри­од раз­ло­же­ния (упад­ка). Идеи Шлейхе­ра не по­лу­чи­ли ши­ро­ко­го раз­ви­тия в срав­ни­тель­но-ис­то­ри­че­ском язы­ко­зна­нии; прин­цип ста­ди­аль­но­сти ле­жал в ос­но­ве тео­рии раз­ви­тия язы­ка Ф. Мюл­ле­ра (Ав­ст­рия), сое­ди­нив­ше­го этот прин­цип с тео­ри­ей кор­ня Ф. Боп­па, и О. Ес­пер­се­на.

В 1-й тре­ти 20 в. С. т. воз­ро­ди­лась в мо­ди­фи­ци­ров. ви­де в рам­ках «но­во­го уче­ния о язы­ке», став ядром кон­цепции еди­но­го глот­то­го­нич. про­цес­са Н. Я. Мар­ра. По­ня­тие ста­дии, ос­мыс­ляе­мое ти­по­ло­ги­че­ски (аморф­ная, агг­лю­ти­на­тив­ная, флек­тив­ная), бы­ло пря­мо со­от­не­се­но с со­ци­аль­но-эко­но­мич. фор­ма­ми раз­ви­тия че­ло­ве­че­ст­ва и фор­ма­ми ми­ро­воз­зре­ния. Раз­ви­тие язы­ка трак­то­ва­лось как уни­вер­саль­ный про­цесс «пе­ре­ро­ж­де­ния» од­ной ста­дии в дру­гую, ин­до­ев­ро­пей­ские язы­ки (на­зы­вае­мые про­ме­те­ид­ски­ми) рас­смат­ри­ва­лись как по­сле­дую­щий этап раз­ви­тия яфе­тич. язы­ков (в пер­вую оче­редь кав­каз­ских), а зву­ко­вая речь в це­лом счи­та­лась вы­рос­шей из ста­дии доз­ву­ко­вой ки­не­тич. (руч­ной) ре­чи. Ре­кон­ст­рук­цию ста­дий еди­но­го глот­то­го­нич. про­цес­са пред­ла­га­лось осу­ще­ст­в­лять ме­то­дом па­лео­нто­ло­гич. 4-эле­мент­но­го ана­ли­за, ос­но­ван­но­го на без­до­ка­за­тель­ном сбли­же­нии и пре­па­ри­ро­ва­нии зна­че­ний и форм слов разл. язы­ков.

В совр. язы­ко­зна­нии С. т. (в до­мар­ров­ском ви­де) при­об­ре­ла но­вое зву­ча­ние в свя­зи с раз­ви­ти­ем ис­то­рич. ти­по­ло­гии (см. Ти­по­ло­гия лин­гвис­ти­че­ская).

Лит.: Ме­ща­ни­нов И. И. К во­про­су о ста­ди­аль­но­сти в пись­мен­ном язы­ке. Л., 1931; Тео­ре­ти­че­ские ос­но­вы клас­си­фи­ка­ции язы­ков ми­ра: Про­бле­мы род­ст­ва. М., 1982; Дельб­рюк Б. Вве­де­ние в изу­че­ние язы­ка. 2-е изд. М., 2003. См. так­же лит. при ст. «Но­вое уче­ние о язы­ке».

Вернуться к началу