ВАЛЕРИА́НИ ДЖУЗЕППЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАЛЕРИА́НИ (Valeriani) Джузеппе (Иосиф) [ок. 1708, Рим – 17(28).4.1762, Санкт-Петербург], итальянский сценограф и живописец-декоратор. Брат художника Доменико Валериани (? – до 1771), вместе с которым изучал древнеримскую архитектуру, с 1718 или 1720 учился в Венеции у М. Риччи и работал там же с 1742 (в т. ч. исполнял декорации для венецианских театров); среди учеников братьев В. – Дж. Б. Пиранези. Вместе с братом В. расписал виллу Боргезе во Фраскати, близ Рима (1730-е гг.), Охотничий дворец в Ступиниджи, близ Турина (1733) и др.
В 1742 приехал в Россию, где работал в течение 20 лет, определяя развитие монументальной и театрально-декорационной живописи. Занимал пост придворного художника императрицы Елизаветы Петровны, возглавлял «живописную команду» Канцелярии от строений, где рядом с его итальянским помощником Антонио Перезинотти работали русские мастера И. Я. Вишняков, Б. В. Суходольский, братья Бельские, А. П. Антропов и др. С «командой» В. связано украшение всех существовавших в то время императорских дворцов, строившихся и перестраивавшихся по проектам К. Б. Растрелли. В. работал в Петергофе, Царском Селе, Ораниенбауме, Летнем дворце императрицы Елизаветы Петровны, в 3-м и 4-м Зимних дворцах и в др. дворцах Санкт-Петербурга. Из выполненных им росписей сохранился только один плафон («Странствия Телемаха», 1750-е гг.) в Большом (Танцевальном) зале Строгановского дворца. Многочисленные эскизы плафонов и декораций обнаруживают эффектного и виртуозного мастера, обладавшего неистощимой архитектурной фантазией.
Одновременно В. был ведущим театральным художником, оформляя в стиле барокко оперные постановки (более 10), среди которых – «Селевк» (1744), «Цефал и Прокрис» (1755) Ф. Арайи, «Сироэ» Г. Ф. Раупаха и Й. Старцера (1760, совместно с Перезинотти); перестраивал после пожара оперный театр в Санкт-Петербурге (1750, не сохранился).
С В. связаны первые шаги профессионального художественного образования в России. В 1747 по инициативе конференц-секретаря АН, автора «Записок о художниках» Я. Штелина В. был привлечён, в числе других, к руководству живописным департаментом АН, который стал называться Академией художеств. Преподавал перспективу и теорию архитектуры. Работал с отдельными учениками, среди которых был гравёр М. И. Махаев. Под руководством и частично по рисункам учителя Махаев выполнил серию гравюр «Виды Петербурга», ставшую вместе с живописными «Видами Петербурга», приписываемыми В., исходным пунктом развития русской архитектурной ведуты (издан в 1753 как альбом «План столичного города Санкт-Петербурга…»). У Перезинотти, помощника В., учился крупнейший мастер этого жанра Ф. Я. Алексеев.