Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИ́КА́РТ ПИТЕР

П. Пикарт. «Врата при дворе его светлости князя Меншикова». Офорт. 1710 (отпечаток 2-й пол. 18 в.). Исторический музей (Москва).

ПИ́КА́РТ (Picart, Pickaerdt) Пи­тер (1668 или 1669, Ам­стер­дам – 1737, С.-Пе­тер­бург), голл. и рос. гра­вёр. Па­сы­нок и уче­ник голл. гра­вё­ра Ад­риа­на Шхо­не­бе­ка (1661, Рот­тер­дам – 1705, Мо­ск­ва), ру­ко­во­див­ше­го за­ня­тия­ми офор­том ца­ря Пет­ра I (во вре­мя его пре­бы­ва­ния в Гол­лан­дии) и с 1698 ра­бо­тав­ше­го в Мо­ск­ве. При­гла­шён в Рос­сию в 1702 и поч­ти сра­зу от­пра­вил­ся с по­ход­ной гра­вюр­ной мас­тер­ской в дей­ст­вую­щую ар­мию; во вре­мя Се­вер­ной вой­ны 1700–21 «день и ночь не­пре­стан­но» ис­пол­няв­шие­ся кар­ты и пла­ны сра­же­ний, изо­бра­же­ния ба­та­лий и по­бед­ных фей­ер­вер­ков рас­про­стра­ня­лись в ар­мии, про­да­ва­лись «вез­де на Мо­ск­ве и в го­ро­дех», раз­ве­ши­ва­лись на ули­цах, рас­сы­ла­лись Пет­ром I за гра­ни­цу в ви­де «пре­зен­тов». По­сле смер­ти от­чи­ма П. воз­гла­вил гра­ви­ро­валь­ную мас­тер­скую Ору­жей­ной па­ла­ты; в 1708 пе­ре­ве­дён в гра­ви­ро­валь­ную мас­тер­скую Моск. пе­чат­но­го дво­ра. С 1714 стар­ший мас­тер С.-Пе­терб. ти­по­гра­фии (ра­бо­тал вме­сте с А. Ф. Зу­бо­вым); по­сле её уп­разд­не­ния (1727) по­лу­чал пен­сию от Си­но­да. Ра­бо­тал прак­ти­че­ски во всех ви­дах и жан­рах гра­вю­ры (рез­цо­вая гра­вю­ра, офорт) пет­ров­ско­го вре­ме­ни. Ис­пол­нил пер­вый из из­вест­ных ви­дов строя­ще­го­ся С.-Пе­тер­бур­га (1704), па­но­рам­ные пей­за­жи («Вид Мо­ск­вы от Ка­мен­но­го мос­та», 1707–08, вме­сте с уче­ни­ка­ми), сце­ны сра­же­ний (при Лес­ной, 1708; «Ба­та­лия Пол­тав­ская», 1714, совм. с Зу­бо­вым), три­ум­фов рус. ору­жия («Вше­ст­вие в Мо­ск­ву по­сле Пол­тав­ской по­бе­ды», 1711–1714, «Пре­шпект Рос­сий­ско­го фло­та при Кот­ли­не ост­ро­ве», 1715); так­же кон­ные порт­ре­ты Пет­ра I и А. Д. Мен­ши­ко­ва (1707). Уча­ст­во­вал в соз­да­нии гра­вюр для «Кни­ги Мар­со­вой» А. М. Ма­лэ (1712–14) о ба­та­ли­ях Се­вер­ной вой­ны, вме­сте с Зу­бо­вым на­гра­ви­ро­вал так­же боль­шую кар­ту Ев­ро­пы (1720–21). По­след­ней ра­бо­той П. (пе­ред на­чав­шей­ся сле­по­той) стал «Вид Алек­сан­д­ро-Нев­ско­го мо­на­сты­ря» (1723).

Лит.: Фе­до­ров-Да­вы­дов А. Рус­ский пей­заж XVIII – на­ча­ла XIX в. М., 1953. М., 2005; Алек­сее­ва М. Гра­вю­ра Пет­ров­ско­го вре­ме­ни. Л., 1990.

Вернуться к началу