ПИ́КА́РТ ПИТЕР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИ́КА́РТ (Picart, Pickaerdt) Питер (1668 или 1669, Амстердам – 1737, С.-Петербург), голл. и рос. гравёр. Пасынок и ученик голл. гравёра Адриана Шхонебека (1661, Роттердам – 1705, Москва), руководившего занятиями офортом царя Петра I (во время его пребывания в Голландии) и с 1698 работавшего в Москве. Приглашён в Россию в 1702 и почти сразу отправился с походной гравюрной мастерской в действующую армию; во время Северной войны 1700–21 «день и ночь непрестанно» исполнявшиеся карты и планы сражений, изображения баталий и победных фейерверков распространялись в армии, продавались «везде на Москве и в городех», развешивались на улицах, рассылались Петром I за границу в виде «презентов». После смерти отчима П. возглавил гравировальную мастерскую Оружейной палаты; в 1708 переведён в гравировальную мастерскую Моск. печатного двора. С 1714 старший мастер С.-Петерб. типографии (работал вместе с А. Ф. Зубовым); после её упразднения (1727) получал пенсию от Синода. Работал практически во всех видах и жанрах гравюры (резцовая гравюра, офорт) петровского времени. Исполнил первый из известных видов строящегося С.-Петербурга (1704), панорамные пейзажи («Вид Москвы от Каменного моста», 1707–08, вместе с учениками), сцены сражений (при Лесной, 1708; «Баталия Полтавская», 1714, совм. с Зубовым), триумфов рус. оружия («Вшествие в Москву после Полтавской победы», 1711–1714, «Прешпект Российского флота при Котлине острове», 1715); также конные портреты Петра I и А. Д. Меншикова (1707). Участвовал в создании гравюр для «Книги Марсовой» А. М. Малэ (1712–14) о баталиях Северной войны, вместе с Зубовым награвировал также большую карту Европы (1720–21). Последней работой П. (перед начавшейся слепотой) стал «Вид Александро-Невского монастыря» (1723).