Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИКТОРИА́НСКИЙ СТИЛЬ

Авторы: В. А. Кулаков
Викторианский стиль. Мемориал принца Альберта в Лондоне. 1863–72. Архитектор Дж. Г. Скотт Старший, скульпторы Дж. Г. Фоули, Г. Х. Армстед, П. Макдауэлл и др.

ВИКТОРИА́НСКИЙ СТИЛЬ (Victorian Style), на­име­но­ва­ние со­во­куп­но­сти сти­ле­вых те­че­ний в англ. ар­хи­тек­ту­ре и ди­зай­не сер. – 2-й пол. 19 в. На­зва­ние свя­за­но с пе­рио­дом прав­ле­ния ко­ро­ле­вы Вик­то­рии (1837–1901), сов­пав­шим с по­ли­тич. и ко­ло­ни­аль­ным гос­под­ством Ве­ли­ко­бри­та­нии, стре­ми­тель­ной ин­ду­ст­риа­ли­за­ци­ей и эко­но­мич. про­цве­та­ни­ем стра­ны, ста­биль­но­стью форм бы­то­во­го ук­ла­да и эс­те­тич. вку­сов об­ще­ст­ва. В. с. при­ня­то раз­де­лять на ран­ний (ок. 1831 – ок. 1850), «вы­со­кий», или сред­ний (1850–1870-е гг.), и позд­ний (до нач. 20 в.) пе­рио­ды. В зод­че­ст­ве этой эпо­хи мож­но встре­тить ре­ми­нис­цен­ции мн. сти­лей пред­ше­ст­вую­щих эпох (от ро­ман­ско­го сти­ля, го­ти­ки до влия­ний итал. Воз­ро­ж­де­ния, франц., ис­лам­ско­го, япон. иск-ва и др.), что обу­сло­ви­ло прин­ци­пи­аль­ный эк­лек­тизм ар­хит. язы­ка; для не­го ха­рак­тер­ны ув­ле­че­ние де­ко­ра­тив­ны­ми эф­фек­та­ми, ак­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние раз­но­цвет­но­го мра­мо­ра, леп­ни­ны, тер­ра­ко­ты, из­раз­цов. В разл. ис­то­ри­че­ских сти­лях воз­во­ди­лись адм. и об­ществ. зда­ния (му­зеи, те­ат­ры, тор­го­вые и стра­хо­вые кон­то­ры, оте­ли, бан­ки, пра­ви­тель­ст­вен­ные ре­зи­ден­ции в цен­трах брит. ко­ло­ний), церк­ви, жи­лые до­ма. Гла­вен­ст­вую­щи­ми бы­ли не­оклас­си­цизм (не­о­гре­че­ский стиль; зда­ния: Бри­тан­ско­го му­зея, 1823–52, 1854–57, ар­хи­тек­то­ры Р. и С. Смёрк; На­цио­наль­ной га­ле­реи, 1832–38, У. Уил­кинс; оба – в Лон­до­не; Сент-Джорджс-холл в Ли­вер­пу­ле, 1842–51, Х. Элмс) и нео­го­ти­ка («воз­ро­ж­де­ние го­ти­ки», «Gothic Revi­val»), со­че­таю­щая стро­го клас­си­ци­стич. ком­по­зи­цию с го­тич. де­ко­ром (ан­самбль Пар­ла­мен­та в Лон­до­не, 1840–68, ар­хи­тек­то­ры Ч. Бэр­ри и Э. Бэр­ри, О. Пьюд­жин; твор­че­ст­во Дж. Э. Стри­та, У. Бат­тер­фил­да, Дж. Брук­са, Дж. Пир­со­на, Дж. Бент­ли, Дж. Г. Скот­та Стар­ше­го); не­ред­ко встре­ча­лось сме­ше­ние раз­но­об­раз­ных сти­ли­стич. форм (Бу­кин­гем­ский дво­рец, Аль­берт-холл и Ме­мо­ри­ал прин­ца Аль­бер­та в Лон­до­не и др.). Воз­во­ди­лись мно­го­числ. пром. зда­ния, до­ки, вокза­лы, мос­ты (Тау­эр­ский мост в Лон­до­не, 1886–94, ар­хи­тек­то­ры Дж. Бэр­ри и Х. Джонс), оран­же­реи, са­до­вые па­виль­о­ны и т. п. По­лу­чи­ла раз­ви­тие уса­деб­ная ар­хи­тек­ту­ра В. с., воз­ро­див­шая ста­ро­анг­лий­ские тра­ди­ции сель­ско­го до­ма с его ра­цио­наль­ной пла­ни­ров­кой, сво­бод­ным по­строе­ни­ем объ­ё­мов («Крас­ный дом», или дом У. Мор­ри­са, в Бекс­ли­хит, 1859, арх. Ф. Уэбб; по­строй­ки Ч. Вой­зи). Сре­ди др. ар­хи­тек­то­ров эпо­хи – Ч. Кок­ке­релл, Л. Ка­битт, Т. Ха­мил­тон, Э. Блор, П. Эл­лис, А. Уо­тер­ха­ус, Р. Шоу. Осо­бой со­став­ляю­щей В. с. бы­ло зод­че­ст­во из сбор­ных ме­тал­лич. кон­ст­рук­ций и стек­ла, пред­вос­хи­тив­шее ар­хит. тен­ден­ции 20 в. (не­со­хра­нив­ший­ся Хру­сталь­ный дво­рец в Лон­до­не, 1851, арх. Дж. Пак­стон).

Ха­рак­тер­ные для В. с. пом­пез­ность, стрем­ле­ние к рос­ко­ши от­ра­зи­лись в оформ­ле­нии ин­терь­е­ров, в пре­об­ла­да­нии тя­же­ло­вес­ной ме­бе­ли и ши­ро­ком рас­про­стра­не­нии её «ма­лых форм» (эта­жер­ки, игор­ные сто­ли­ки, дер­жа­те­ли для зон­тов и т. п.), в за­си­лье эк­лек­тич. ве­щей фаб­рич­но­го про­из­вод­ст­ва. Свое­об­раз­ной ре­ак­ци­ей на это бы­ла творч. дея­тель­ность У. Мор­ри­са, У. Крей­на, воз­ро­див­ших эс­те­ти­ку руч­но­го тру­да и ав­тор­ско­го ис­пол­не­ния, соз­да­ние дви­же­ния «Ис­кус­ст­ва и ре­мёс­ла».

Викторианский стиль. Интерьер Лейтон-хауса в Лондоне. 1870-е гг. Архитектор Дж. Этчисон.

Из­вест­ной па­рал­ле­лью В. с. бы­ли Вто­рой им­пе­рии стиль во Фран­ции, «грюн­дер­цайт» в Гер­ма­нии, «стиль Рингштрас­се» в Ав­ст­рии. Ино­гда по­ня­тие «В. с.» рас­про­стра­ня­ют на иск-во Вик­то­ри­ан­ской эпо­хи в це­лом; в этом слу­чае вли­я­ние В. с. об­на­ру­жи­ва­ет­ся в англ. изо­бра­зит. иск-ве 19 в. (жи­во­пис­цы У. Фрит, О. Эгг, Х. Хер­ко­мер, Ф. Лей­тон, Э. Пойн­тер, Л. Аль­ма-Та­де­ма, Ф. Уотс, скульп­то­ры Дж. Гиб­сон, Т. Вул­нер, Дж. Да­рем, Дж. Г. Фо­ули и др.; твор­че­ст­во пре­ра­фа­эли­тов).

Лит.: Steegman J. Victorian taste. L., 1970; Victorian and Edwardian decorative art. [Cat.]. L., 1972; Dixon R., Muthesius S. Victorian architecture. L., 1978; Great Victorian pictu­res. [Cat.]. L., 1978; Girouard M. The Victo­rian country house. New Haven, 1979; Read B. Vic­torian sculpture. New Haven; L., 1982; Jer­vis S. High Victorian design. Woodbridge, 1983; The Victorian city / Ed. by H. J. Dyos, M. Wolff. 2nd ed. L., 1999. Vol. 1–2.

Вернуться к началу