ЧОНТА́ЛИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧОНТА́ЛИ (от чонталли; на яз. науатль – чужой, иноземец), 1) индейский народ группы зап. майя на юго-востоке Мексики (самоназвания: йоко уиникоб – настоящие люди; йоко т’ааноб – [люди] настоящего языка). Живут в Чонтальпе – тропич. лесах и саваннах на прибрежной равнине в центре и на востоке штата Табаско (осн. население муниципалитета Накахука). Численность 27,7 тыс. чел. (2015, перепись). Говорят на яз. чольской ветви майя языков. Католики.
Предки Ч. были расселены от оз. Мекоакан на западе до низовьев Усумасинты, Грихальвы и Канделярии и порта Чампотон на востоке; возможно, были создателями Комалькалько – самого зап. государства классич. цивилизации майя (6–9 вв.). Контролировали мор. торговлю вдоль побережья Табаско, Кампече и Юкатана до устья р. Улуа в Зап. Гондурасе. В постклассич. период имели государства: Потончан (Путунчан) – с центром в дельте Усумасинты и Грихальвы; Акалан («Место лодок») – со столицей Ицамканак, речным портом на р. Канделярия (ныне – руины Эль-Тигре), где последний правитель (халач-виник – «настоящий человек», «владыка») Пашболонача в 1525 принимал Э. Кортеса и где по приказу Кортеса был обезглавлен последний тлатоани Теночтитлана Куаутемок; Чакан-Путун («Страна саванны») – к востоку от Лагуны-Терминос; Чактемаль («Успокоение [бога дождя] Чаака»), на берегах зал. Четумаль, его последний халач-виник Начан Кан принял потерпевших крушение Г. Герреро и Х. де Агилара, и др. Ч. вели постоянные войны с науа, впервые вторгшимися в Чонтальпу в 10 в. во главе с правителем тольтеков Топильцином. В 12–13 вв. сюда пришли чичимеки. Из княжеств Шикаланго, Ауалулько, Уиманго, Симатан и др. со смешанным науа-михе-Ч. населением на Ч. распространялось влияние культуры науа. В сер. 16 в. насчитывали св. 300 тыс. чел. В период Конкисты именовались путун («[люди этой] страны»).
Традиц. культура типична для индейцев Мезоамерики. В основе хозяйства – земледелие и рыболовство. Развито изготовление долблёных лодок, плетение шляп из пальмовых листьев, циновок (петате) из волокон каньита (гигантской сыти – Cyperus giganteus), изготовление орнаментиров. калебасов. Поклоняются богам земли (Йум Ка), озёр и рек (Йум Па), леса (Йум Тее), мильп и др., совершают паломничества к Господину Тилы (см. в ст. Чоли).
2) Ч. Оахаки (самоназвания – шихуала шанук, хуала шханук), индейский народ на юго-востоке Мексики (юг штата Оахака). Живут в горах Юж. Сьерра-Мадре (Сьерра) и на побережье (Коста). Численность 5,1 тыс. чел. (2015, перепись). Говорят на нижнечонтальском (уамелульском) и горночонтальском языках текистлатекской семьи. Католики.
Согласно индейским кодексам 16–17 вв. (из Сан-Лоренсо-Хилотепекильо, Тексистлана-Текуантепека, Астаты и др.), Ч. во 2-й пол. 14 в. основали государство при правителе Фане Канцини/Ланченьи («Три Колибри»), воевавшем с сапотеками. В сер. 15 в. при Абахси Тлапике стали данниками правителя сапотеков Саачилы II. Княжества Ч. на Косте (Уамелула, Астата, Масатлан и Текисистан) подчинялись сапотекскому гос-ву Теуантепек; Ч. Сьерры (княжества Мекальтепек, Экатепек, Тлапакальтепеке и др.) сражались против сапотеков и в нач. 16 в. заключили против них союз с ацтеками. В 1524–25 испанцы завоевали Ч. Косты; в горах сопротивление продолжалось до 1560-х гг.; восстания (особенно после запрета добычи соли на солончаках Теуантепека) продолжались до кон. 20 в.
Традиц. культура типична для индейцев Мезоамерики. Развиты ткачество и окраска тканей (у Ч. Сьерры – кошенилью, у Ч. Косты – краской из мор. моллюска Murex). Ч. Сьерры обменивают мескаль (напиток из агавы), плетённые изделия из волокон иштле на соль, фрукты и домашних животных Косты.