Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦУТУХИ́ЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 369

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова

ЦУТУХИ́ЛИ (са­мо­на­зва­ния tz’utujil – «[лю­ди] цве­тов ку­ку­руз­но­го по­ля», vi­nuk – «лю­ди»), ин­дей­ский на­род груп­пы вост. майя в Гва­те­ма­ле. Чис­лен­ность 78,5 тыс. чел. (2002, пе­ре­пись; по др. дан­ным – св. 100 тыс. чел.). Жи­вут по юж. и зап. бе­ре­гам оз. Атит­лан и в гор­ных до­ли­нах к югу от озе­ра в деп-те Со­ло­ла и в низ­мен­ных райо­нах на се­ве­ре деп-та Су­чи­те­пе­кес. Язык вет­ви ки­че майя язы­ков (от­де­лил­ся в 10–12 вв.). Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. ал­фа­ви­та. Свы­ше по­ло­ви­ны (в осн. муж­чи­ны) вла­де­ют так­же исп. яз. Ка­то­ли­ки, рас­тёт чис­ло про­тес­тан­тов.

Со­глас­но об­щей для на­ро­дов ки­че ле­ген­дар­ной тра­ди­ции, из­ло­жен­ной в эпо­се «По­поль-Вух» и «Ан­на­лах как­чи­ке­лей», Ц. (ах­ци­ки­на­хай – «лю­ди до­ма пти­цы») миг­ри­ро­ва­ли в Гор­ную Гва­те­ма­лу вме­сте с ки­че, как­чи­ке­ля­ми и др. родств. на­ро­да­ми из ле­ген­дар­ной сто­ли­цы толь­те­ков Ту­ла­на близ ла­гу­ны Тер­ми­нос в Мекс. зал. Ц. вме­сте с ки­че ве­ли за­вое­ва­ние зе­мель во­круг оз. Атит­лан и по по­бе­ре­жью Ти­хо­го ок.; осе­ли на бе­ре­гах озе­ра в сер. 13 в. Пра­ви­тель Ц. и его ли­нидж вёл своё про­ис­хо­ж­де­ние от бо­га-пти­цы, храм ко­то­ро­го на­хо­дил­ся в сто­ли­це Чи­уя (Чуи­ти­наа­мит) на бе­ре­гу оз. Атит­лан. С 15 в. ве­ли по­сто­ян­ные вой­ны с ки­че и как­чи­ке­ля­ми за зем­ли (в пер­вую оче­редь с план­та­ция­ми ка­као), бы­ли вы­тес­не­ны как­чи­ке­ля­ми с сев. и вост. бе­ре­гов озе­ра; ти­хо­оке­ан­скую при­бреж­ную низ­мен­ность Ц. по­ки­ну­ли из-за эпи­де­мий в ко­ло­ни­аль­ное вре­мя.

«Поклонение Машимону». Картина цутухильского художника Хуана Сисая (1921–89). Частная коллекция.

За­ни­ма­ют­ся под­сеч­но-ог­не­вым, на при­бреж­ных уча­ст­ках (таб­ло­нес) – ир­ри­гац. зем­ле­де­ли­ем; в пу­эб­ло раз­ви­ты ре­мёс­ла (узор­ное тка­че­ст­во, пле­те­ние из во­ло­кон го­лу­бой ага­вы, резь­ба по де­ре­ву и др.) и тор­гов­ля. Жи­ли­ще с трост­ни­ко­вы­ми сте­на­ми на вы­со­ком ка­мен­ном фун­да­мен­те и с дву­скат­ной или че­ты­рёх­скат­ной со­ло­мен­ной кры­шей. Из­вест­ны ме­ст­ные шко­лы ху­дож­ни­ков-при­ми­ти­ви­стов (Ху­ан Си­сай и др.). В пу­эб­ло рас­ши­рен­ные се­мьи за­ни­ма­ют обо­соб­лен­ные груп­пы по­стро­ек (вивь­ен­да); квар­та­лы (каль­пуль, чи­на­мит) со­хра­ня­ют чер­ты кров­но­родств. об­щин, час­то эн­до­гам­ны. Счёт род­ст­ва би­ла­те­раль­ный. Име­на да­ют­ся со­глас­но древ­ней си­сте­ме к’ешел: пер­во­рож­дён­ные маль­чик и де­воч­ка по­лу­ча­ют име­на де­да и баб­ки по от­цов­ской ли­нии, рож­дён­ные вто­ры­ми – по ма­те­рин­ской ли­нии. Ре­лиг.-гражд. ор­га­ни­за­ция опи­ра­ет­ся на сис­те­му коф­ра­дий (в неё вхо­дят и муж­чи­ны и жен­щи­ны). Гл. празд­ник – на Стра­ст­ной не­де­ле (пе­ред на­ча­лом се­зо­на до­ж­дей и но­во­го зем­ле­дельч. цик­ла) в честь Ма­ши­мо­на (от Сан-Си­мон; Рих­лах Ма­ам – Пре­док), в ко­то­ром со­че­та­ют­ся чер­ты бо­га пло­до­ро­дия и хо­зяи­на по­след­них пя­ти зло­ве­щих дней го­да древ­них майя (Мам), Хри­ста, П. де Аль­ва­ра­до, апо­сто­лов Пет­ра и Ан­д­рея и Св. Ми­хаи­ла; его культ сфор­ми­ро­вал­ся в Сан­ть­я­го-Атит­ла­не и рас­про­стра­нил­ся по всей Гор­ной Гва­те­ма­ле. Его де­рев. ста­туя в те­че­ние го­да хра­нит­ся ра­зоб­ран­ной на час­ти в свя­щен­ном уз­ле в коф­ра­дии Св. Кре­ста на по­пе­че­нии «жре­ца» (те­ли­нел), ко­то­рый пе­ред на­ча­лом Страст­ной не­де­ли со­би­ра­ет её, об­мы­ва­ет в озе­ре, оде­ва­ет в муж­ской ко­стюм, «кор­мит» в те­че­ние пя­ти дней и т. д. В Страст­ную пят­ни­цу Ма­ши­мо­на в про­цес­сии но­сят по го­ро­ду, пос­ле че­го раз­би­ра­ют. Со­хра­ня­ет­ся бо­га­тый фольк­лор. Важ­ную роль иг­ра­ют по­ви­ту­хи (ий­о­ма), ко­то­рым по­кро­ви­тель­ст­ву­ет бо­ги­ня лу­ны, ме­диу­мы-по­сред­ни­ки (ах’мес), ле­ка­ри-за­кли­на­те­ли (ах’куна); осо­бо зна­ме­ни­ты кол­ду­ны и ле­ка­ри из г. Сан-Пед­ро-ла-Ла­гу­на.

Лит.: McBryde F. W. Cultural and historical geography of Southwest Guatemala. Wash., 1947; Paul B., Paul L. Ethnographic materials on San Pedro la Laguna, Solola, Guatemala. Chi., 1962; Orellana S. L. The Tzutujil Mayas: continuity and change, 1250–1630. Norman, 1984; Vallejo Reyna A. Por los caminos de los antiguos nawales. Ri Laj Mam y el nawalismo Maya Tz’utuhil en Santiago Atitlán, Guatemala. Guatemala, 2001; Pédron Colombani S. Maximón: Guatemalan god, saint or traitor. L., 2004.

Вернуться к началу