ЦУТУХИ́ЛИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЦУТУХИ́ЛИ (самоназвания tz’utujil – «[люди] цветов кукурузного поля», vinuk – «люди»), индейский народ группы вост. майя в Гватемале. Численность 78,5 тыс. чел. (2002, перепись; по др. данным – св. 100 тыс. чел.). Живут по юж. и зап. берегам оз. Атитлан и в горных долинах к югу от озера в деп-те Солола и в низменных районах на севере деп-та Сучитепекес. Язык ветви киче майя языков (отделился в 10–12 вв.). Письменность на основе лат. алфавита. Свыше половины (в осн. мужчины) владеют также исп. яз. Католики, растёт число протестантов.
Согласно общей для народов киче легендарной традиции, изложенной в эпосе «Пополь-Вух» и «Анналах какчикелей», Ц. (ахцикинахай – «люди дома птицы») мигрировали в Горную Гватемалу вместе с киче, какчикелями и др. родств. народами из легендарной столицы тольтеков Тулана близ лагуны Терминос в Мекс. зал. Ц. вместе с киче вели завоевание земель вокруг оз. Атитлан и по побережью Тихого ок.; осели на берегах озера в сер. 13 в. Правитель Ц. и его линидж вёл своё происхождение от бога-птицы, храм которого находился в столице Чиуя (Чуитинаамит) на берегу оз. Атитлан. С 15 в. вели постоянные войны с киче и какчикелями за земли (в первую очередь с плантациями какао), были вытеснены какчикелями с сев. и вост. берегов озера; тихоокеанскую прибрежную низменность Ц. покинули из-за эпидемий в колониальное время.
Занимаются подсечно-огневым, на прибрежных участках (таблонес) – ирригац. земледелием; в пуэбло развиты ремёсла (узорное ткачество, плетение из волокон голубой агавы, резьба по дереву и др.) и торговля. Жилище с тростниковыми стенами на высоком каменном фундаменте и с двускатной или четырёхскатной соломенной крышей. Известны местные школы художников-примитивистов (Хуан Сисай и др.). В пуэбло расширенные семьи занимают обособленные группы построек (вивьенда); кварталы (кальпуль, чинамит) сохраняют черты кровнородств. общин, часто эндогамны. Счёт родства билатеральный. Имена даются согласно древней системе к’ешел: перворождённые мальчик и девочка получают имена деда и бабки по отцовской линии, рождённые вторыми – по материнской линии. Религ.-гражд. организация опирается на систему кофрадий (в неё входят и мужчины и женщины). Гл. праздник – на Страстной неделе (перед началом сезона дождей и нового земледельч. цикла) в честь Машимона (от Сан-Симон; Рихлах Маам – Предок), в котором сочетаются черты бога плодородия и хозяина последних пяти зловещих дней года древних майя (Мам), Христа, П. де Альварадо, апостолов Петра и Андрея и Св. Михаила; его культ сформировался в Сантьяго-Атитлане и распространился по всей Горной Гватемале. Его дерев. статуя в течение года хранится разобранной на части в священном узле в кофрадии Св. Креста на попечении «жреца» (телинел), который перед началом Страстной недели собирает её, обмывает в озере, одевает в мужской костюм, «кормит» в течение пяти дней и т. д. В Страстную пятницу Машимона в процессии носят по городу, после чего разбирают. Сохраняется богатый фольклор. Важную роль играют повитухи (ийома), которым покровительствует богиня луны, медиумы-посредники (ах’мес), лекари-заклинатели (ах’куна); особо знамениты колдуны и лекари из г. Сан-Педро-ла-Лагуна.