ЦЕЛЬТА́ЛИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЦЕЛЬТА́ЛИ (самоназвания: бацил к’оп – «люди подлинного языка»; люмалбахтик – «народ истинного слова»; виник атель – «трудовые люди»), индейский народ группы зап. майя на юго-востоке Мексики. Численность 474 тыс. чел. (2010, перепись). Живут в горных долинах и тропич. низменностях штата Чьяпас (самый многочисл. индейский народ штата) к востоку от цоцилей, в некоторых селениях – совместно с ними; с 1930-х гг. тысячи Ц. в поисках свободных земель мигрировали в лакандонскую сельву на северо-восток Чьяпаса. Язык цельталь цельтальской ветви майя языков; письменность на основе лат. алфавита. Говорят также по-испански (в осн. мужчины и младшее поколение). Делятся на горных (осчук) и низменных (бачахонтеко) Ц., или на северных (пуэбло Бачахон, Петальсинго, Окосинго и др.), центральных (пуэбло Канкук, Тенехапа, Осчук, Пантельхо, Ченальхо и др.) и южных (пуэбло Пинола, Теописка, Агуакатенанго, Аматенанго-дель-Валье и др.) Ц. Верующие – католики.
Отделились от цоцилей в 11–13 вв. Перед исп. завоеванием у Ц. существовали княжества (крупнейшее – Копанагуастла). Осн. занятие – подсечно-огневое, по берегам рек – поливное земледелие. Развиты узорное ткачество на заспинном станке (Пантельхо, Тенехапа, Сан-Андрес-Ларрайнсар, Ченальхо), вышивка, расписная керамика, в т. ч. игрушки – фигуры птиц, ягуаров и др. животных (Аматенанго-дель-Валье), плетение, резьба по дереву (в т. ч. маски). Женщины носят чёрные запашные юбки, белые, вышитые крупными красными цветами, туникообразные рубахи, белые уипили с красной геометрич. вышивкой; мужчины – чёрные пончо, тканые пояса, соломенные шляпы с разноцветными лентами. Сохраняются патрилинейные роды, система родства типа «омаха». Пуэбло делятся на 2 или 4 эндогамных квартала (кальпуль), каждый со своим святым патроном и иерархией должностных лиц (каргодоров). Поклоняются Отцу-солнцу, Бабке-луне, хозяину гор (Ахау Виц), богу грома, предкам (татик-метик – «отцы-матери»), отождествляемым с христианскими патронами селений. Особо почитаются пещеры (те ч’ен), где, по поверьям, находится вход в преисподнюю (К’атинбак, Ба виц, Небесная гора), и кресты, символизирующие священную сейбу, дерево творения (сок те курус). Верят в духов-нагуалей в облике животных (лаб). На Новый год (в конце февраля) в Тенехапе и Осчуке устраивают Танец быка (Окот Вашак), сопровождающийся сожжением фигуры быка. В Осчуке сохраняются паровые бани (пусх, темаскаль) и связанные с ними ритуалы. Практикуют шаманы, колдуны и лекари, «читающие» по пульсу. Развит фольклор.
В 1994 Ц. приняли участие в восстании сапатистов (САНО); с тех пор втянуты в противостояние с ладино и правительством (Нар. фронт защиты земли).