ЛИ́МБУ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИ́МБУ (на яз. непали – стрелок из лука; самоназвания – яктхунг, яктхумба), тибето-бирманский народ группы киратов на северо-востоке Непала (в осн. зоны Коси и Мецхи). Живут в историч. обл. Лимбуван, между р. Арун и Сингалильским хребтом. Численность 359 тыс. чел. (2001, перепись). Проживают также на северо-востоке Индии [св. 100 тыс. чел. в Западном окр. штата Сикким и в окр. Дарджилинг в Зап. Бенгалии (2009, оценка)], в Бутане (1,4 тыс. чел.) и Бангладеш (0,2 тыс. чел.). Говорят на яз. лимбу (тадженгпан) вост. подгруппы ветви киранти гималайских языков. Письменность с 18 в. – на алфавите сириджонга (письмо лимбу), ранее было распространено письмо лепча (ронг); более широко используется письмо деванагари. Говорят также на непальском яз. 86,3% приверженцы синкретич. религии юма-самьо (юмаизм), св. 11,3% индуисты, есть незначит. число христиан и буддистов.
Л. – одни из древнейших обитателей Вост. Непала. Основателем первой династии правителей Лимбувана (ок. 580 – ок. 125 до н. э.) стал Бхауипутаханг, во время правления которого Вост. Непал отделился от киратского правителя Катманду. Расцвета и могущества Лимбуван достиг при правителе Парбатаке (4 в. до н. э.), контролировавшем всю Гималайскую область, союзнике Чандрагупты Маурья. Правление следующей династии Баздеоханг (со 125 до н. э.) завершилось периодом усобиц и установлением власти Десяти князей (550–1609 н. э.). После 1609 часть княжеств Л. подчинялась Макванпуру, часть – Сиккиму. В 1770-е гг. Л. завоёваны княжеством Горкха, но, согласно Лимбу-гуркхскому договору 1774, сохраняли значит. автономию. Нарушения этих условий и дискриминация вызывали неоднократные восстания Л. После 2006 создан Федеральный гос. совет Лимбувана, борющийся за выделение Лимбувана в самостоят. штат в составе Непала.
Традиц. культура типична для народов пригималайских областей Юж. Азии (см. в ст. Азия). Занимаются земледелием (просо, пшеница, кукуруза, картофель, заливной рис) и скотоводством (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, птица); сохранялась охота с луком и стрелами, иногда с отравленным наконечником. Жилище двухэтажное, с галереей, украшенной дерев. резьбой. Традиц. одежда преим. шерстяная: женщины носят запашные юбки, кофты, накидки; металлич. украшения – дисковидные наголовники надо лбом, кольцо в носу, массивные плоские наушники и браслеты. Осн. праздничный напиток – пиво (тонгба). Бытует деление на племена (Налбо, Хуукпа, Самба и др.), патрилинейные роды (тхар) и линиджи. Встречаются большие семьи, левират. Правило экзогамии распространяется на родню до 7-го колена по мужской и до 5-го колена – по женской линии. Система терминов родства в поколении родителей бифуркативно-линейного типа с делением однополых сиблингов родителей по относит. возрасту, в поколении эго – бифуркативного типа. Сиблинги делятся по относит. возрасту и полу, дети – по порядку рождения. Распространена текнонимия. Гл. божества – творец Тагера Нингвапхума и богиня предков Юма Самманг. Существуют разл. классы жрецов (йема, пхедангма, шамба и др.), особые жреческие языковой регистр (мундумбан) и письм. традиция (юмавад). Практикуются жертвоприношения. Осн. праздник – праздник урожая Часок-Тангман (в конце ноября). Ритуалы и праздники сопровождаются состязаниями в стрельбе из лука, пением мифов (мундхум), гимнов (нисамманг-сева). Танцы – сопровождающие сбор урожая (йеа-какма, домке-акма), изображающие историч. битвы, воинские (нахангма), жреческие (ягрангсинг-ланг, пхунгсок-ланг, тонгсинг-ланг); любовные песни и танцы: сакпа, кемба и др.