ЛИТО́ВЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИТО́ВЦЫ (самоназвание – лиетувяй), народ, осн. население Литвы (3,6 млн. чел.; 2009, офиц. оценка). Живут также в Латвии (32 тыс. чел.; 2004, перепись), Польше (5,8 тыс. чел., в осн. в Подлесском воеводстве на северо-востоке страны; 2002, перепись), Ирландии (24,6 тыс. чел.; 2006, перепись), Испании (15,1 тыс. чел.), Белоруссии (6,4 тыс. чел.; 1999, перепись) и в др. странах Европы, в США (660 тыс. чел. литов. происхождения; 2000, перепись), Канаде (46,7 тыс. чел. литов. происхождения; 2006, перепись), России (45,5 тыс. чел.; 2002, перепись) и др. Общая численность св. 3 млн. чел. (2009, оценка). Говорят на литовском языке. Л. в осн. католики.
Предки Л. – племена балтов. Генетически близки русским и полякам – с одной стороны, финнам и эстонцам – с другой. В 1-м тыс. здесь сформировались племена, вошедшие позднее в состав Л.: собственно литва, предки аукштайтов (Вост., Центр. и часть Юго-Зап. Литвы – совр. историч. области Аукштайтия, Дзукия и Сувалкия), предки жемайтов (Центр. и Зап. Литва – совр. Жемайтия и запад Аукштайтии), часть куршей (Зап. Литва к западу от р. Юра – запад совр. Жемайтии), скальвов (низовья Нямунаса на юго-западе), земгалов и селов (на севере), судавов, или ятвягов (Юго-Зап. Литва – запад Дзукии), пруссов (бартов, нотангов, сембов, надрувов). В 9–12 вв. складываются гос. образования – княжества-«земли»: Делтува, Каршува, Летува и др., объединённые в 1-й пол. 13 в. в Великое княжество Литовское. Образование Литов. гос-ва способствовало этнич. консолидации Л.; этнографич. группы Л. – жемайты, аукштайты, дзуки (Юго-Вост. Литва), сев. занеманцы (занавики) и юж. занеманцы (капсы) (Юго-Зап. Литва – Сувалкия). Особая группа – прус. Л. (литувининки), населявшие север и восток Вост. Пруссии – т. н. Малую Литву (ныне Калининградская обл. в России и Клайпедский край в Литве) и насчитывавшие в кон. 19 в. свыше 120 тыс. чел. Близкие по культуре к немцам, они были активными герм. патриотами и лютеранами, использовали др. орфографию и готич. шрифт. В 1945 б. ч. их переселилась в Германию, в осн. ассимилирована немцами.
Культура Л. типична для народов Балтии (см. в ст. Европа). Осн. традиц. занятия – пашенное земледелие (рожь, ячмень, овёс, пшеница, горох, лён, с кон. 18 в. – картофель) и животноводство (крупный рогатый скот, свиньи, лошади), на Куршской косе и Балтийском взморье – рыболовство. Пахотные орудия – однозубое рало (арклас) или соха (жагре) с одной (т. н. русская – к востоку от рек Нямунас и Нярис) либо двумя (т. н. литовская, или прусская, – к западу от рек Нямунас и Нярис) палицами. Хлеб убирали косой (на западе), полукосой (т. е. косой с короткой рукояткой; в центр. районах) или серпом (на востоке). Традиц. ремёсла – ткачество, вышивка, худож. ковка, резьба по дереву, обработка янтаря, плетение и гончарство. Развивалось иск-во дерев. раскрашенной скульптуры (характерны композиции «Христос в темнице», «Распятие» и пр.), лубка и др.
Древнейший тип поселения – деревня с кучевой планировкой, в 16 в. распространилась уличная планировка, в 19–20 вв. – хутора-однодворки (на западе они известны с древности). Жилой дом в деревнях ставился торцом к улице, перед ним разбивался цветник; хозяйств. постройки окружают открытый двор. Жилище срубное. Древнейший тип жилища (намас) – с открытым очагом в центре; к намасу примыкают спальня, хлев и навес. С 16 в. намас чаще служил кухней и кладовой, с 18 в. – помещением для мелкого скота. В 16–19 вв. формируются аукштайтский, жемайтский и занеманский (гринча; по планировке близок к жемайтскому; характерна лежанка, отапливаемая от печи) типы дома.
Традиц. женская одежда – туникообразная рубаха с нашитыми наплечниками (маршкиняй), украшенная красным браным шитьём, в Сувалкии и Клайпедском крае также мережкой, полихромной вышивкой крестом и гладью; шерстяная или полушерстяная юбка (андарокас, в Жемайтии – сийонас) в складку или сборку с преобладанием продольно-полосатого орнамента на западе (Жемайтия и Сувалкия) или клетчатого на востоке (Аукштайтия и Дзукия); передник носят везде, кроме Жемайтии, его шили из двух полотнищ белой (в осн. в Аукштайтии), продольно-полосатой (в Жемайтии), поперечно-полосатой (в Сувалкии) или клетчатой (в Дзукии) ткани, в вышивке и браном шитье преобладает на севере и востоке красный цвет, в юго-зап. Жемайтии и Сувалкии – полихромия; безрукавка (лемяне) со складками (гл. обр. на севере) или клиньями (в осн. на юге) от талии; наплечное покрывало, сшитое обычно из двух полотнищ, преим. шерстяное клетчатое с бахромой или льняное узорнотканое белое (дробуле, пануометис, плотка) с вышивкой, на юге – с кружевом, в Клайпедском крае – серое однотонное; покрывало носилось без нагрудной пряжки. Девичий головной убор – венок (вайникас, пакалке) на твёрдой основе, обтянутой красной тканью с разноцветными лентами сзади, в Сувалкии – тканая или плетёная лента. Женщины повсеместно носили чепцы, в Аукштайтии (особенно на севере) – также полотенчатый убор (нуометас). Ожерелья на востоке в осн. из серебра, коралла, стекла, на западе – из янтаря. Мужской кафтан на севере и западе (Жемайтия, Сувалкия, сев.-зап. Аукштайтия) преим. с отрезной спинкой, со сборками, складками или разрезом сзади; на востоке (юго-вост. Аукштайтия и Дзукия) – цельнокроеный с клиньями сзади. Мужчины и женщины повязывали пояса (юоста), тканные на ниту, в Аукштайтии – также тканные на дощечках.
Осн. пища – ржаной хлеб (дуона), блины и каши из муки или картофеля (для Дзукии характерны блины из гречневой муки), картофельные галушки (цепелин) с мясной, творожной и др. начинкой, картофельная запеканка (кугелис), тушёная капуста с мясом (бигос), кровяной суп (юка), борщ, рассольник, кислые щи, молочный суп с клёцками из картофеля, сыр с тмином, колбасы (дешра, скиландис), копчёная свинина и др. По праздникам пекут особый высокий кекс типа «кухонного дерева» (шакотис, рагуотис), сдобное печенье (жагарелис), готовят жареные пирожки и пончики (спургос). Осн. традиц. напиток – пиво (алус).
В литов. деревне были сильны общинные традиции – помочи (талка), посиделки (вакаронес) и т. п. Большая семья распалась до 16 в. Ныне господствует билинейное родство (гиминисте) и малая семья (шейма). Система терминов родства линейного типа с элементами описательных терминологий; сиблинги делятся по полу. Праиндоевропейская основа прослеживается в терминах родства для матери, сестры, брата, внука, мужа, отца мужа и жены. Остальные термины уникальны для литов. яз. Рождественский ужин (Кучос) начинается с тонких вафель из пресного теста (каледайтис) с тиснёными изображениями на тему Рождества; участники трапезы разламывают их и обмениваются друг с другом. После Кучоса молодёжь гадала. Под Новый год устраивали ряжение, процессию, изображающую волхвов («трёх королей»). На Масленицу (Ужгавенес) катались в санях; в Зап. Литве возили в санях и затем сжигали женскую куклу (Море); в Жемайтии в Карнавале участвовали сатирич. маски («Барин», «Жандарм», обжора Лашинис, жених-неудачник Сидарас и т. п.). На Пасху (Великос) красили и катали яйца, качались на качелях, обливали водой и стегали ветками друг друга. На Иванов день (Йонинес) жгли костры и прыгали через них, собирали травы, пускали по воде венки и т. п. Распространена традиция сооружения обетных крестов.
Устное творчество представлено трудовыми (земледельческими и связанными с домашними работами), календарными, семейно-обрядовыми, лирич. и военно-историч. песнями, инструментальными наигрышами, хороводами, танцами. В муз.-поэтич. стилистике сохраняются местные различия. Наиболее древние трудовые и обрядовые песни – у аукштайтов и дзуков. Самый архаич. слой – полифонич. музыка аукштайтов сутартинес (женское пение вдвоём, втроём, вчетвером либо мужская ансамблевая игра на однородных духовых инструментах), сопровождавшая любые виды коллективного труда, обряды, хороводы и танцы; к 20 в. осталась лишь в некоторых областях Аукштайтии. У дзуков сохранились старинные обрядовые качельные песни (календарные и свадебные), песни о животных и растениях, узкообъёмные лады (в т. ч. ангемитоника), одиночное (женское или мужское) пение; характерны хоровое унисонное и антифонное пение, напевная мелодика (преим. лирич. типа, с распевами слогов); в зап. областях Дзукии встречаются 2- и 3-голосные песни в 7-ступенной диатонике. Фольклор жемайтов отличается разнообразием песенных типов и исполнительских традиций, значительную его часть составляют лирич. песни; многоголосие позднего, гомофонно-гармонич. типа. В пределах одного жанра встречаются песни разных стилевых слоёв; напр., среди пастушеских песен – и архаические (с призывными возгласами «Ralioo!»), и мелодически развитые 3-голосные с лирич. тематикой. С записей жемайтского фольклора (сначала текстов, затем текстов с напевами, затем инструментальных мелодий) началось развитие литов. фольклористики в кон. 18 в. «Заповедные» области старинного фольклора в Дзукии и Аукштайтии открыты в 20 в. Среди традиц. муз. инструментов Л.: канклес; духовые – язычковый бирбине, пастуший рог ожрагис, продольная флейта лумздялис, волынка дуда; разл. мембранофоны, идиофоны. Многоствольная флейта скудучяй, дерев. натуральные трубы рагай, тримитай, даудитес – ансамблевые инструменты. В т. н. сельских капеллах используются нар. скрипки, струнный бас, гармоника и др.
Богат сказочный фольклор, повлиявший на проф. иск-во (сказка «Эгле – королева ужей» и др.). В фольклоре многочисленны этиологич. предания и реликты древних мифов (о громовнике Перкунасе и др.).