КЕКЧИ́
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЕКЧИ́ (самоназвание – q’eqchi’), индейский народ группы майя в Центр. Америке. Живут в Центр. Гватемале (852 тыс. чел., 2002, перепись; север деп-та Альта-Верапас и деп-т Исабаль, юг деп-та Эль-Петен, восток деп-та Эль-Киче), на юго-западе Белиза (15 тыс. чел., запад окр. Толедо и пограничные районы округов Станн-Крик и Кайо) и северо-западе Сальвадора (св. 12 тыс. чел., деп-т Санта-Ана). Язык составляет подгруппу в группе киче ветви киче-мам майя языков. Письменность на основе лат. алфавита. Лит. язык на основе диалекта г. Кобан в Альта-Верапасе. К. – католики, небольшое число протестантов.
Предки К. мигрировали в Горную Гватемалу в 10–12 вв., что привело к падению здесь классич. культуры майя. До исп. завоевания жили в осн. на территории департаментов Альта-Верапас и Баха-Верапас. Создали раннегосударств. образования (крупнейшие – с центрами в Кобане и Кахабоне в Альта-Верапасе). Покорены испанцами в 1528 после ожесточённого сопротивления, впоследствии неоднократно восставали. В кон. 19 – нач. 20 вв. часть К. мигрировала в Белиз.
Традиц. культура типична для индейцев Мезоамерики. Занимаются ручным подсечно-огневым земледелием (кукуруза, фасоль, тыквы и др.), охотой, рыболовством и собирательством. Среди К. Белиза распространяется рисоводство. Развиты гончарство, ткачество, плетение, изготовление масок и муз. инструментов. Многие работают по найму на плантациях. Сохраняется женский костюм – синяя запашная или сшитая в сборку юбка, белый уипиль (в Кобане – с вышивкой). Распространены расширенные билатеральные семьи. Местами сохраняются патрилинейные линиджи. Практикуется брачный выкуп или врем. уксорилокальность. Бытуют дохристианские земледельч. обряды, культы предков, богов дождя, гор, пещер, связанные с культом Креста, пережитки промысловых культов; имеются колдуны, прорицатели, знахари, знатоки древнего календаря, линиджные святилища, служащие местом захоронения, мифология и фольклор; в некоторых общинах хранятся священные книги раннеколониального времени с записями мифов и историч. хроник. По католич. праздникам устраиваются костюмированные шествия, представления и танцы (Оленя, Обезьяны и т. д.): участники танцуют в масках с погремушками и с маленькими зеркалами, свисающими на грудь и спину.