Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАНХОБА́ЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 757

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова

КАНХОБА́ЛИ (са­мо­на­зва­ния – kanjob’al, conob), ин­дей­ский на­род груп­пы майя на се­ве­ро-за­па­де Гва­те­ма­лы (деп-т Уэу­эте­нан­го). Де­лят­ся на вост. К. (ок. 100 тыс. чел.) и зап. К., или ака­те­ков (ок. 60 тыс. чел. в му­ни­ци­па­ли­те­те Сан-Ми­гель-Ака­тан); об­щая чис­лен­ность 159 тыс. чел. (2002, пе­ре­пись). 13 тыс. зап. К. жи­вут на юге Мек­си­ки; св. 70 тыс. К. на­счи­ты­ва­ет­ся в США. Го­во­рят на кан­хо­баль­ском яз. кан­хо­баль­ско-ха­каль­тек­ской под­груп­пы груп­пы кан­хо­баль кан­хо­баль-чух­ской вет­ви майя язы­ков. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Рас­про­стра­нён так­же исп. яз. К. – ка­то­ли­ки.

Индеанки канхобали. Мексика, штат Чьяпас.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Ме­зо­аме­ри­ки. За­ни­ма­лись руч­ным под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем, пти­це­вод­ст­вом, охо­той, со­би­ра­тель­ст­вом, по­сле исп. за­вое­ва­ния – са­до­вод­ст­вом, жи­вот­но­вод­ст­вом. Ре­мёс­ла – гон­чар­ное (гл. обр. у зап. К.), руч­ное тка­че­ст­во, пле­те­ние и др. Су­ще­ст­ву­ют ме­жоб­щин­ная спе­циа­ли­за­ция и тор­гов­ля. Рас­про­стра­не­на ра­бо­та по най­му на ко­фей­ных план­та­ци­ях. Ма­те­ри­аль­ная куль­ту­ра ти­пич­на для гор­ных на­ро­дов майя. Жен­щи­ны но­сят уи­пиль с крас­но-си­не-жёл­тым ор­на­мен­том, на­кид­ки, ши­ро­кий узор­ный по­яс; муж­чи­ны – уз­кий крас­ный или си­ний по­яс, тём­но-ко­рич­не­вый или по­ло­са­тый се­ра­пе, под шля­пой – крас­ный пла­ток. Для жи­ли­ща ха­рак­тер­на от­кры­тая ве­ран­да. Су­ще­ст­ву­ют пат­ри­ли­ней­ные ро­ды и ли­нид­жи. Об­щи­ны в осн. эн­до­гам­ны, уп­рав­ля­ют­ся со­ве­том ста­рей­шин. От­но­ше­ния ку­мов­ст­ва (ком­пад­раз­го) ог­ра­ни­чи­ва­ют­ся гл. обр. пре­де­ла­ми об­щи­ны. Тра­диц. се­мья боль­шая, брак пат­ри­ло­каль­ный; со­хра­ня­ют­ся брач­ный вы­куп и врем. мат­ри­ло­каль­ность, мес­та­ми – по­ли­ги­ния. Со­хра­ня­ют­ся дох­ри­сти­ан­ские куль­ты – пред­ков, ко­лод­цев, пе­щер, бо­жеств гор, до­ж­дя, пло­до­ро­дия, ду­хов-по­кро­ви­те­лей об­щин («хра­ни­те­лей вре­ме­ни»), кол­дов­ст­во, на­гуа­лизм. Боль­шое зна­че­ние име­ют ри­ту­аль­ные брат­ст­ва. Сре­ди те­ат­ра­ли­зо­ван­ных пред­став­ле­ний, со­про­во­ж­даю­щих празд­ни­ки свя­тых па­тро­нов об­щи­ны, – «Мав­ры», «Кон­ки­ста», «Кор­тес», тан­цы Бы­ка, Оле­ня.

Лит.: La Farge O. Santa Eulalia: the religion of a Cuchumatan Indian town. Chi., 1947; Sie­gel M. Culture change in San Miguel Acatan. Guatemala, 1954.

Вернуться к началу