Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́ННАРА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 728

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Н. Успенская; Е. М. Гороховик (музыка)

КА́ННАРА, кан­на­да (са­мо­на­зва­ние – кан­на­ди­га), дра­ви­дий­ский на­род на юге Ин­дии, осн. на­се­ле­ние Кар­на­та­ки. Жи­вут так­же в со­сед­них об­лас­тях Ан­дх­ра-Пра­де­ша, Ма­ха­раш­тры и Та­мил­на­да, а так­же в круп­ных го­ро­дах Юж. Ин­дии. Чис­лен­ность 36,8 млн. чел. (2008, оцен­ка). Го­во­рят на яз. кан­на­да, рас­про­стра­не­ны так­же та­миль­ский яз., язы­ки те­лу­гу, ма­рат­хи и англ. яз. Боль­шин­ст­во К. –

ин­дуи­сты (в т. ч. лин­гая­ты), есть му­суль­ма­не-сун­ни­ты (в осн. в го­ро­дах; му­суль­ман­ст­во при­ну­ди­тель­но рас­про­стра­ня­лось в кон. 18 в.) и джай­ны (Кар­на­та­ка – один из древ­них цен­тров джай­низ­ма); до 17% – хри­стиа­не.

Деревянные лакированные игрушки из Чаннапатны.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Юж. Азии (см. в ст. Азия). Воз­де­лы­ва­ют за­лив­ной и су­хо­доль­ный рис (на юге), про­со (на се­ве­ре), ма­ни­ок, ово­щи, пря­но­сти, ко­ко­со­вую и аре­ко­вую паль­мы (на по­бе­ре­жье), ара­хис, хлоп­чат­ник, са­хар­ный тро­ст­ник; на лес­ном хол­ми­стом за­па­де (Маль­над) впер­вые в Ин­дии ста­ли куль­ти­ви­ро­вать ко­фе (с 17 в.), есть так­же план­та­ции ге­веи, чая, цит­ру­со­вых, кар­да­мо­на, до­бы­ва­ют­ся цен­ные сор­та дре­ве­си­ны. На вос­то­ке рас­про­стра­не­но ско­то­вод­ст­во (круп­ный и мел­кий ро­га­тый скот), на по­бе­ре­жье – ры­бо­лов­ст­во. Раз­ви­ты резь­ба по де­ре­ву (в т. ч. ла­ки­ро­ван­ные из­де­лия из Чан­на­пат­ны), ин­кру­ста­ция сло­но­вой ко­стью по чёр­но­му и ро­зо­во­му де­ре­ву, резь­ба по сло­но­вой кос­ти, про­из-во ке­ра­мич. со­су­дов, че­ре­пи­цы, кир­пи­ча, шёл­ко­тка­че­ст­во; ха­рак­тер­ны на­бой­ка, вы­шив­ка в сти­ле ка­су­ти (в осн. на жен­ской одеж­де: дву­сто­рон­няя гладь цвет­ны­ми ни­тя­ми на тём­ном фо­не, жан­ро­вые мо­ти­вы), май­сур­ский стиль хра­мо­вой и двор­цо­вой жи­во­пи­си (на бу­ма­ге, на­кле­ен­ной на де­рев. ос­но­ву, с рель­еф­ны­ми де­та­ля­ми, по­кры­ты­ми су­саль­ным зо­ло­том; ре­лиг. и эпич. сю­же­ты). Тра­диц. жи­ли­ще гли­но­бит­ное или из обож­жён­но­го кир­пи­ча обыч­но с че­ре­пич­ной кры­шей; встре­ча­ют­ся пло­ские кры­ши из об­ма­зан­но­го гли­ной плет­ня. К жи­ло­му по­ме­ще­нию при­мы­ка­ют хлев, ам­бар, кух­ня.

К. де­лят­ся на эк­зо­гам­ные ро­ды (ба­ли, ба­ри, бе­да­ги, бе­да­га) и боль­шие се­мьи (тар­вад). Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва дра­ви­дий­ско­го ти­па. В не­ко­то­рых ка­стах прак­ти­ку­ют­ся мат­ри­ли­ней­ность и мат­ри­ло­каль­ность бра­ка, крос­ску­зен­ный брак, брак с до­че­рью се­ст­ры, обы­чай усы­нов­ле­ния зя­тя (илат), авун­ку­лат. Свадь­ба уст­раи­ва­ет­ся в до­ме не­вес­ты. Бы­ту­ют раз­во­ды, за­му­же­ст­во вдов; по­ли­ги­ния – в осн. у му­суль­ман. Рас­про­стра­нён культ Бо­ги­ни-Ма­те­ри. В Бан­га­ло­ре в ап­ре­ле уст­раи­ва­ет­ся празд­ник Карага, с ха­рак­тер­ным куль­том жен­ских бо­жеств, вклю­чаю­щий бег жре­ца с со­су­дом с во­дой на го­ло­ве. Раз­ви­ты ри­ту­аль­ные тан­цы (в т. ч. бха­рат­нать­ям); кан­на­да ли­те­ра­ту­ра; ар­хи­тек­ту­ра: пе­щер­ные хра­мы и мо­на­сты­ри (напр., 6–7 вв. в Ба­да­ми), хра­мы эпо­хи Хой­са­лов (11–14 вв.; в т. ч. в Бе­лу­ре), хра­мы и двор­цы эпо­хи Вид­жая­на­гар (14–17 вв.; в т. ч. хра­мо­вый ком­плекс в Хам­пи); мо­ну­мен­таль­ная жи­во­пись и скульп­ту­ра (в т. ч. мо­но­лит­ная ста­туя вы­со­той св. 17 м джайн­ско­го свя­то­го Го­ма­теш­ва­ра в Шра­ва­на-Бе­ла­го­ла, кон. 10 в.; т. н. дра­ви­дий­ские скульп­тур­ные ко­лон­ны, сплошь по­кры­тые скульп­ту­рой – го­пу­рам).

Храм Ченна Кешава в Белуре. 12 в.

Клас­сич. му­зы­ка К. – часть юж.-инд. (кар­нат­ской) тра­ди­ции (кар­на­та­ка сан­ги­та). Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли во­каль­ные жан­ры кри­ти, кир­та­на, су­ла­ди, па­да и др., свя­зан­ные с кон­фес­сио­наль­ным те­че­ни­ем ин­ду­из­ма бхак­ти (в т. ч. с дви­же­ни­ем ха­ри­да­сов). «От­цом» кар­нат­ской му­зы­ки счи­та­ет­ся Пуран­да­ра­да­са­ (1-я пол. 16 в.). Сре­ди др. пред­ста­ви­те­лей юж.-инд. тра­ди­ции – при­над­ле­жа­щие к К. ре­лиг. дея­те­ли, поэ­ты и му­зы­кан­ты Вья­са­тирт­ха и Ка­на­ка­да­са (16 в.). На яз. кан­на­ра соз­да­ва­ли свои ком­по­зи­ции и др. пред­ста­ви­те­ли кар­нат­ской тра­ди­ции, не от­но­ся­щие­ся к дан­но­му на­ро­ду. Вы­ход­цы из К. – совр. сев.-инд. клас­сич. пев­цы (хин­ду­ста­ни): Мал­ли­кард­жун Ман­сур, Бхим­сен Джо­ши и др. Сре­ди фольк­лор­ных жан­ров вы­де­ля­ет­ся му­зы­каль­но-тан­це­валь­ная дра­ма якша­га­на­.

Лит.: Гу­се­ва Н. Р. Кан­на­ра // На­ро­ды Юж­ной Азии. М., 1963; Bean S. S. Symbolic and pragmatic semantics: a Kannada system of ad­dress. Chi.; L., 1978.

Вернуться к началу