ГУДЖАРА́ТЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГУДЖАРА́ТЦЫ (самоназвание – гуджарати), индоарийский народ в Индии, осн. население штата Гуджарат. Живут также в штатах Раджастхан, Махараштра, Мадхья-Прадеш и др. Численность 44 млн. чел. (2001, перепись). Ок. 1,5 млн. чел. живут в др. странах, в т. ч. в Пакистане – св. 400 тыс. чел., Великобритании – 200 тыс. чел., США – 50 тыс. чел., Канаде – 46 тыс. чел., Танзании – 40 тыс. чел., Уганде – 20 тыс. чел., ЮАР, Кении, Малайзии, араб. странах, Центр. и Юж. Америке и др. Говорят на гуджарати, распространены также языки хинди, урду, синдхи, маратхи, английский. 89% Г. – индуисты (касты нагар брахманов, махаджан-банья, патидар, или патель, махьяванши, канби, коли, лохана и др.), 8,5% – мусульмане (группы бохра и ходжа – исмаилиты, мемон, малик, момна, молесалам, рангрез, чиппа и др. – сунниты), 1,9% – джайны, парсы и др.
Гуджарат входил в ареал индской цивилизации (г. Лотхал в долине р. Сабармати 24–20 вв. до н. э.). Формирование Г. происходило на основе местного дравидо- и мундаязычного населения и последоват. волн переселенцев – ариев, саков, кушан (кушанское влияние прослеживается в т. ч. в гуджаратском иск-ве), эфталитов (в т. ч. гуджаров), с 7 в. – арабов, с 13–14 вв. – тюрок, персов, пуштунов. Развивалась мор. торговля со странами Индийского ок., включая Малайский архипелаг, Ближний Восток и Африку. В 17 в. высокого развития достигло кораблестроение. В связи с ростом городов, сложением торгово-ростовщич. и предпринимат. групп деревенская кастовая община разрушилась к 14 в. Ослабление кастового строя способствует этнич. консолидации Г. На гуджаратскую культуру влияют традиции «зарегистрированных племён» (адиваси) Гуджарата – бхилов, рабари, вагхри и др. Современные Г. отличаются высокой долей гор. населения (30%) и уровнем грамотности (70%). Осн. традиц. занятие – пашенное земледелие (просо, на севере – пшеница, на орошаемых землях – рис, также бахчевые, плодовые, кунжут, индиго и др.), традиционно развиты хлопководство и изготовление хлопчатобумажных тканей с набивным рисунком или в узелковой технике. Шёлкоткачество связано с джайнскими традициями (сари г. Патан в технике двойного иката), произ-во парчи (кинкаб), атласа, бархата, тафты, ковров, золотой нити (зари) развивалось с эпохи Гуджаратского султаната в Ахмадабаде, Сурате, Камбее и др. Вышивка с применением кусочков зеркала и станиоля (шисадар) связана с традициями племени рабари. От 6 в. сохранились пещерные храмы Саураштры (Кхамбхалия, Таладжа, Санья, Дханк и др.), буддийские ступы (в Бории и Сапаре). Расцвет гуджаратской архитектуры приходится на 10–13 вв.: храм Солнца в Модхере, джайнские комплексы в Таранге (12 в.), Джунагадхе (Гирнар – 12–13 вв., Шатрунджая – 11–14 вв.). К 15–16 вв. относятся памятники мусульм. архитектуры Ахмадабада. См. также Гуджаратская миниатюра. Традиц. поселения насчитывают до 1000 чел. Сельское жилище глинобитное с расписанными по штукатурке стенами. Гор. дом (хавели) – двухэтажный, с мастерскими в нижнем этаже, внутр. двором и верандами, богато украшен резьбой. Мужчины в городах носят шерстяной шервани с шальварами или дхоти, шаль, тюрбан или овальную шапочку-топи (чёрную шерстяную или белую хлопчатобумажную). Характерен мужской костюм Кача и Саураштры: очень широкие наверху, узкие ниже колен со сборками на голени штаны, рубаха, присборенная на кокетке, с узкими, очень длинными рукавами, тюрбан, туфли из верблюжьей кожи без задников, с загнутыми носами. Женщины невысоких каст и племён носят широкие юбки с вышивкой шисадар, вышитые кофты, покрывала, наборные пояса и др. серебряные украшения; лицо, руки и ноги татуируются. Сари надевают, перекидывая свободный конец через плечо со спины на голову и грудь, у низших каст сзади оставляют мешок, спускающийся почти до земли. Традиц. пища – печёные и жаренные в масле лепёшки (ротли, чапати, бхакри, кхкхра), блюда из бобовых (пакора, дал, дхокла), овощные блюда (сабзи, ундхия), плов (пулао, бириани), рисовая каша на молоке с орехами и пряностями, сладости (кадхи, гхари). С культом Кришны связаны муз.-драматич. и танцевальные представления сангита, исполняемые в канонах санскритской драмы Гитаговинда (см. также Гуджаратская литература); с культом Шивы – уличный театр (бхаваи), восходящий к 14 в., представляемый бродячими артистами касты трагала в сопровождении флейты бхунгал, разл. идиофонов и мембранофонов (пакхвайя, жанжа), струнного смычкового саранги; с характерным для шиваитов культом богинь-матерей – женский круговой танец гарабо с сосудами, внутрь которых помещены светильники. В среде Г. кшатрийских каст развит культ предков в форме почитания памятных камней в честь погибших героев и их вдов, совершивших самосожжение (сати), и связанное с ним творчество странствующих сказителей и генеалогов (бхат, чаран), исполняющих воинские героич. песни речитативом в сопровождении 1–2-струнного смычкового инструмента.