Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОБРОВО́ЛЬНЫЙ ФЛОТ

Флаг Добровольного флота. 1896 (введён в употребление в 1898).

ДОБРОВО́ЛЬНЫЙ ФЛОТ, од­но из круп­ней­ших су­до­ход­ных об­ществ в Рос. им­перии. Прав­ле­ние на­хо­ди­лось в С.-Пе­тер­бур­ге. Соз­дан по ини­циа­ти­ве Имп. об-ва для со­дей­ст­вия рус. тор­го­во­му мо­ре­ход­ст­ву на по­жерт­во­ва­ния, ко­то­рые вно­си­лись пред­ста­ви­те­ля­ми всех со­сло­вий. К-т по уст­рой­ст­ву Д. ф. воз­глав­лял вел. кн. Алек­сандр Алек­сан­д­ро­вич (бу­ду­щий имп. Алек­сандр III), ви­це-пред. – статс-сек­ре­тарь К. П. По­бе­до­нос­цев. Су­да и бе­ре­го­вое иму­ще­ст­во Д. ф. при об­щей или час­тич­ной мо­би­ли­за­ции и в иных ис­клю­чит. слу­ча­ях пе­ре­да­ва­лись во врем. рас­по­ря­же­ние или в соб­ст­вен­ность Во­ен­но­го или Мор­ско­го мин-ва. На со­б­ран­ные сред­ст­ва (3,7 млн. руб.) в ию­не 1878 в Гер­ма­нии при­об­ре­те­ны 3 пер­вых па­ро­хо­да для Д. ф., ко­то­рые пред­по­ла­га­лось ис­поль­зо­вать в качестве воен. ко­раблей в слу­чае ве­ро­ят­ной вой­ны с Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей. Ис­поль­зо­ва­ние по­жерт­во­ва­ний, ком­мерч. экс­плуа­та­ция па­ро­хо­дов, под­дер­жа­ние их в го­тов­но­сти для пе­ре­да­чи во вре­мя вой­ны в со­став во­ен. фло­та бы­ли воз­ло­же­ны на соз­дан­ное в 1879 ча­ст­ное Об-во доб­ро­воль­но­го фло­та (в со­став его прав­ле­ния вхо­ди­ли пред­ста­ви­те­ли пра­ви­тель­ст­ва). Оно име­ло ряд при­ви­ле­гий: пра­во без­воз­мезд­но­го ис­поль­зо­ва­ния ка­зён­ных зе­мель для сво­их вер­фей, зда­ний, со­ору­же­ний; пре­иму­щест­вен­ное пе­ред др. па­ро­ход­ны­ми ком­па­ния­ми пра­во на пе­ре­воз­ку войск и ка­зён­ных гру­зов; с 1885 по­лу­ча­ло еже­годную суб­си­дию от го­су­дар­ст­ва.

Ис­клю­чи­тель­ным пра­вом Д. ф. бы­ло впер­вые ор­га­ни­зо­ван­ное его су­да­ми ре­гу­ляр­ное то­ва­ро-пас­са­жир­ское со­об­ще­ние ме­ж­ду Одес­сой и рос. пор­та­ми на Ти­хом ок. Важ­ную роль иг­ра­ли пе­ре­воз­ки пе­ре­се­лен­цев во Вла­ди­во­сток (ок. 90 тыс. чел. в 1883–1906) и ссыль­ных на о. Са­ха­лин. Ос­нов­ным гру­зом на об­рат­ном пу­ти из Вла­ди­во­сто­ка был чай, за­ку­пав­ший­ся в Ки­тае и Ин­дии. В 1891 па­ро­хо­ды Д. ф. ста­ли хо­дить по ли­нии Одес­са – С.-Пе­тер­бург. В 1906–08 па­ро­хо­ды Д. ф. об­слу­жи­ва­ли то­ва­ро-пас­са­жир­скую ли­нию Ли­ба­ва – Нью-­Йорк, с 1907 (по по­ру­че­нию пра­ви­тель­ст­ва) – 3 даль­не­во­сточ­ные ли­нии, со­еди­няв­шие Вла­ди­во­сток с Ни­ко­ла­ев­ском и пор­та­ми Ки­тая (Шан­хай) и Япо­нии (Цу­ру­га), а с 1908 так­же с пор­та­ми Кам­чат­ки и по­бе­ре­жья Охот­ско­го м. В 1911 сев. рей­сы бы­ли про­дле­ны до Ниж­не­ко­лым­ска. В 1914 Д. ф. имел св. 40 па­ро­хо­дов, из них ок. 20 об­слу­жи­ва­ли даль­не­во­сточ­ные ли­нии, гл. обр. се­вер­ные. Агентства Д. ф. име­лись в Лон­до­не, Сан-Фран­ци­ско, Нью-­Йор­ке и др. круп­ней­ших пор­тах ми­ра.

Су­да Д. ф. осу­ще­ст­ви­ли об­шир­ные пе­ре­воз­ки войск и гру­зов в Порт-Ар­тур (1898) и во вре­мя по­дав­ле­ния дви­же­ния Ихэ­ту­ань в Ки­тае (1900). В рус.-япон. вой­ну 1904–05 и в 1-ю ми­ро­вую вой­ну 1914–18 часть па­ро­хо­дов Д. ф. бы­ла воо­ру­же­на и ис­поль­зо­ва­лась в ка­че­ст­ве во­ен. ко­раб­лей, а дру­гие слу­жи­ли гос­пи­таль­ны­ми и транс­порт­ны­ми су­да­ми (в 1905–06 пе­ре­во­зи­ли на ро­ди­ну вой­ска и плен­ных с Даль­не­го Вос­то­ка). По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 су­да Д. ф., на­хо­див­шие­ся в пор­тах быв. со­юз­ни­ков Рос­сии по вой­не, бы­ли ре­к­ви­зи­ро­ва­ны. В Гражд. вой­ну 1917–22 па­ро­хо­ды Д. ф. ис­поль­зо­ва­лись при эва­куа­ции «Рус­ской ар­мии» из Кры­ма (1920) и Зем­ской ра­ти из Вла­ди­во­сто­ка (1922), впо­след­ст­вии они бы­ли ли­бо про­да­ны, ли­бо бро­ше­ны; ос­тав­шие­ся в Рос­сии па­ро­хо­ды Д. ф. бы­ли на­цио­на­ли­зи­ро­ва­ны. В 1922 в РСФСР об­ра­зо­ва­но но­вое прав­ле­ние Д. ф., ко­то­рое от­су­ди­ло у брит. пра­ви­тель­ст­ва 9 су­дов (бы­ли об­ре­ме­не­ны дол­га­ми, их вы­пла­та при­ве­ла к зна­чит. убыт­кам Д. ф.). К 1925 в ве­де­нии Д. ф. на­хо­ди­лось ок. 1/3 су­дов, быв­ших в его соб­ст­вен­но­сти к 1914. В 1925 су­да и иму­ще­ст­во Д. ф. пе­ре­да­ны ак­цио­нер­но­му об-ву «Сов. тор­го­вый флот». В 1969 спи­са­но по­след­нее из ра­нее при­над­ле­жав­ших Д. ф. су­дов – «Ко­лы­ма».

Лит.: Пог­ген­поль М. Очерк воз­ник­но­ве­ния и дея­тель­но­сти Доб­ро­воль­но­го фло­та за вре­мя 25-лет­не­го его су­ще­ст­во­вания. СПб., 1903; Ис­то­ри­че­ский очерк раз­ви­тия пу­тей со­об­ще­ния в Рос­сии. СПб., 1913; Яро­вой ВВ. Крат­кий очерк ис­то­рии Доб­ро­воль­но­го фло­та // Ган­гут. СПб., 1992. Вып. 3; Гав­ри­лов С. В. Па­ро­вое су­до­ход­ст­во и ры­бо­про­мыш­лен­ность на Кам­чат­ке в пер­вой чет­вер­ти XX в. // Воп­ро­сы ис­то­рии рыб­ной про­мыш­лен­но­сти Кам­чат­ки. Пет­ро­пав­ловск-Кам­чат­ский, 2000. Вып. 3.

Вернуться к началу