ГОДУНО́В ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОДУНО́В Дмитрий Иванович (? – не позднее мая 1605, Москва), рус. гос. деятель, крупный жертвователь, боярин (не позднее лета 1577). Из рода Годуновых, дядя Бориса Фёдоровича Годунова и И. Ф. Годуновой. С сер. 1560-х гг. Г. делал карьеру при опричном и особом дворах Ивана IV Васильевича Грозного (1-й постельничий в 1567–73), постоянный участник царских свадеб (окт. 1571, осень 1574, окт. 1580), придворных торжеств и приёмов. Первым из Годуновых получил чин окольничего (весна 1574). Успешная карьера Г. стала одной из гл. причин возвышения Годуновых, в частности, благодаря его положению и влиянию состоялась свадьба И. Ф. Годуновой с царевичем Фёдором Ивановичем (ок. 1574). Активно способствовал карьере Бориса Годунова. Сопровождал царей Ивана IV Грозного и Фёдора Ивановича в поездках по монастырям. Участник выборного Земского собора 1598. Глава Конюшенного приказа [4(14).9.1598–1605], в перечне бояр указывался на 2-м или 3-м месте. Один из богатейших людей эпохи, имел вотчины и поместья в нескольких уездах, в т. ч. в родовом Костромском уезде. Делал щедрые вклады (вотчинами, деньгами, колоколами и др.) в Троице-Сергиев, Чудов, Новодевичий, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Антониев-Сийский, Калязинский и мн. др. монастыри, в соборы Московского Кремля и др. Крупнейший меценат эпохи, Г., осуществляя выбор мастеров, оговаривая характер и условия заказа драгоценных вещей, предметов церковного и светского обихода (в т. ч. одеяний), в немалой степени формировал эстетич. вкусы аристократии. В царских мастерских изготавливались «годуновские» лицевые Псалтири с листовым форматом миниатюр, продолжавшие традиции школы Лицевого свода. Единственный экземпляр 1591 содержал более 570 миниатюр, гл. обр. листового формата. «Маргинальная редакция» Псалтири содержала ок. 350 миниатюр с абсолютным преобладанием рисунков на полях, она рассылалась в 1594–1602 по мн. монастырям и соборам (сохранилось ок. 10 экз.). Кремлёвскими мастерами писались иконы святых «с житием» (большого формата), «чиновные» для иконостаса (относятся к т. н. строгановской школе, отличающейся изысканностью письма, гармоничностью цвета и скрупулёзной деталировкой), изготовлялись позолоченные серебряные оклады для икон и книг с вкраплением драгоценных камней; столовые приборы и предметы церковного обихода. Гл. объектом вкладов и пожертвований Г. был костромской Ипатьевский мон., превратившийся в родовое «моление» и усыпальницу Годуновых: на средства Г. достраивался и перестраивался Троицкий собор, были возведены звонница, каменная ограда со Святыми воротами, возможно, келейный корпус, а также надвратный храм (наряду с Г. пожертвования на него сделал Борис Годунов). Драгоценные вещи и иконы из вкладов Г. в Ипатьевский мон. составили уникальные коллекции в Оружейной палате Московского Кремля и в Костромском музее-заповеднике. На деньги Г. и по его заказу возведены церкви Рождества Христова в с. Беседы под Москвой, Борисоглебская на его кремлёвском дворе (не сохр.), Вмч. Никиты в Заяузье (Москва) и, возможно, Богоявления в с. Красное, близ Костромы. Похоронен в Ипатьевском мон. в Костроме.