«РЕВОЛЮ́ЦИЯ СИ́МВОЛОВ»
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«РЕВОЛЮ́ЦИЯ СИ́МВОЛОВ», термин для обозначения возникновения в период, переходный от эпипалеолита к неолиту, новой символики, фиксируемой произведениями искусства и ритуальными комплексами на территории Плодородного полумесяца и соотносимой с кардинальными изменениями мышления и обществ. сознания. Введён франц. археологом Ж. Ковеном, содержание термина в виде развёрнутой концепции представлено им в 1994. По Ковену, «Р. с.» – один из осн. факторов неолитизации (см. Неолит), наряду с изменением окружающей среды, предшествовавший началу производящего хозяйства. Порождённая «Р. с.» линия развития символов от женских статуэток, как правило, с проработанным лицом (особенно глазами) и руками, сложенными под грудью, рогов и др. останков быка в основаниях стен или под полами построек до крупных фигур женского божества, изображений тавромахии, букраний (Чатал-Хююк и др.) – показатели новой религии, включающей культ пары божеств – Матери Богини (Великой Богини) и Быка, символизирующего мужскую силу. «Р. с.» связана с культурами Леванта Хиамского периода, переходного от натуфийской культуры к неолиту. В ходе «неолитич. диффузии» (в осн. миграций) её результаты из Центр. Леванта распространяются на Юж. Левант и Ср. Евфрат (где новая культура формируется при участии местного населения); в Вост. Анатолии неолитич. культуры появляются в ходе вторичной, «экономической», неолитизации.
В ряде совр. работ оспаривается левантоцентризм Ж. Ковена, указывается на начатки производящего хозяйства до Хиамского периода, на важность для ряда неолитич. культур также мужских, зооморфных (не только быка), абстрактных образов, на символизм, связанный с человеческими черепами, масками, одно- и двухголовыми бюстами, Т-образными стелами и т. д., на слабую изученность вост. областей Плодородного полумесяца и др. Большинство исследователей считают, что кардинальные изменения в экономике, идеологии и др. областях обществ. жизни носили характер непрерывного взаимодействия и взаимовлияния; «Р. с.», являясь отражением в материальной культуре изменений в интеллектуальной сфере, стала составной частью Неолитической революции как многогранного процесса. Плодородный полумесяц в раннем неолите в совр. работах рассматривается как формирующееся новое культурное пространство с региональными особенностями. Голл. археолог М. Верхувен, основываясь на результатах раскопок в Леванте и Юго-Вост. Анатолии, выделяет характеристики ритуальной сферы и мировоззрения, сложившиеся к докерамич. неолиту Б: коллективизм; доминирующий символизм; жизненность (включает понятия одомашнивание, привычка к дому, плодородность/плодовитость, жизненная сила); связь человек – животное.