Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИРАМИ́Д ТЕ́КСТЫ

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 238

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Томашевич
Заупокойные заклинания, написанные на стенах гробницы в пирамиде Униса.

ПИРАМИ́Д ТЕ́КСТЫ, за­упо­кой­ные за­кли­на­ния Егип­та Древ­не­го о бла­го­по­лу­чии ца­ря на том све­те; древ­ней­ший в ми­ре свод ре­лиг. тек­стов. На­зва­ны по мес­ту на­ход­ки (нем. егип­то­ло­ги Э. и Г. Бруг­ши, Г. Мас­пе­ро; 1880–81): сте­ны ко­ри­до­ров, «при­хо­жей», по­гре­баль­ной ка­ме­ры в др.-егип. пи­ра­ми­дах. Со­хра­ни­лось бо­лее 800 ре­че­ний (из­ре­че­ний, за­кли­на­ний), древ­ней­шие – в пи­ра­ми­де Уни­са (кон. V ди­на­стии, 24 в. до н. э.); в кон. VI ди­на­стии их по­ме­ща­ют и в гроб­ни­цы ца­риц; по­след­ние цар­ские – в пи­ра­ми­де Иби (VIII ди­на­стия, 22 в. до н. э.). Иерог­ли­фич. тек­сты вы­се­че­ны столб­ца­ми и вы­кра­ше­ны би­рю­зо­вым цве­том, сим­во­ли­зи­рую­щим вос­кре­се­ние. Речь в П. т. идёт в осн. о по­смерт­ной судь­бе ца­ря – его подъ­ё­ме на не­бо к Солн­цу и пре­бы­ва­нии сре­ди бо­гов, с ко­то­ры­ми он ото­жде­ст­в­ля­ет­ся (напр., с Оси­ри­сом). Мн. ре­че­ния из гроб­ни­цы Уни­са боль­ше ни­где не встре­че­ны, а П. т. усы­паль­ни­цы Иби бли­же все­го к Тек­стам сар­ко­фа­гов (21–18 вв. до н. э., см. Тек­сты за­упо­кой­ные Древ­не­го Егип­та); са­мые длин­ные П. т. у Пе­пи II (23 в. до н. э.) – 675 ре­че­ний. Су­дя по вни­ма­нию к куль­ту солн­ца, наи­боль­шую роль в соз­да­нии П. т. сыг­ра­ли жре­цы Ге­лио­по­ля Еги­пет­ско­го (см. в ст. Ра). Со­став­ле­ние мн. за­кли­на­ний П. т. от­но­сят к эпо­хе пер­вых ди­на­стий, не­ко­то­рые (напр., т. н. ма­гич. ре­че­ния про­тив змей), на­вер­ное, ещё древ­нее. На­ли­чие в ка­ж­дой пи­ра­ми­де сво­его на­бо­ра П. т. пред­по­ла­га­ет су­ще­ст­во­ва­ние сво­да. Фик­са­цию П. т. свя­зы­ва­ют с ос­лаб­ле­ни­ем цар­ской вла­сти – пре­ж­де ца­ри бы­ли уве­ре­ны в веч­ном про­воз­гла­ше­нии жре­ца­ми нуж­ных за­кли­на­ний. Ин­тер­пре­та­ция П. т. ос­лож­ня­ет­ся ар­ха­ич­но­стью язы­ка и вы­ра­жен­ных им ре­лиг. пред­став­ле­ний; ос­та­ёт­ся от­кры­тым да­же во­прос о по­ряд­ке чте­ния: сле­ду­ет его на­чи­нать от по­гре­баль­ной ка­ме­ры (как ре­че­ния про­ну­ме­ро­ва­ны из­да­те­ля­ми) или, на­обо­рот, от вход­но­го ко­ри­до­ра. С Пер­во­го пе­ре­ход­но­го пе­рио­да (22–21 вв. до н. э.) из­ре­че­ния П. т. на­чи­на­ют ис­поль­зо­вать ча­ст­ные ли­ца, их вклю­ча­ют в сбор­ни­ки за­упо­кой­ных тек­стов, пред­на­зна­чен­ных уже не толь­ко ца­рям, но и под­дан­ным [Тек­сты сар­ко­фа­гов; за­тем Кни­гу мёрт­вых (16 в. до н. э. – 1 в. н. э.)], отд. за­кли­на­ния ко­пи­ру­ют на по­гре­баль­ные па­мят­ни­ки, в пе­ре­ра­бо­тан­ном ви­де вклю­ча­ют в за­пи­си хра­мо­вых ри­туа­лов Позд­не­го цар­ст­ва (1-е тыс. до н. э.).

Лит.: Sethe K. Die altägyptischen Pyramiden­texte. Lpz., 1908–1922; Тек­сты пи­ра­мид / Под ред. А. С. Чет­ве­ру­хи­на. СПб., 2000; Allen J. P. The ancient Egyptian pyramid texts. Atlanta, 2005.

Вернуться к началу