ПИРАМИ́Д ТЕ́КСТЫ
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИРАМИ́Д ТЕ́КСТЫ, заупокойные заклинания Египта Древнего о благополучии царя на том свете; древнейший в мире свод религ. текстов. Названы по месту находки (нем. египтологи Э. и Г. Бругши, Г. Масперо; 1880–81): стены коридоров, «прихожей», погребальной камеры в др.-егип. пирамидах. Сохранилось более 800 речений (изречений, заклинаний), древнейшие – в пирамиде Униса (кон. V династии, 24 в. до н. э.); в кон. VI династии их помещают и в гробницы цариц; последние царские – в пирамиде Иби (VIII династия, 22 в. до н. э.). Иероглифич. тексты высечены столбцами и выкрашены бирюзовым цветом, символизирующим воскресение. Речь в П. т. идёт в осн. о посмертной судьбе царя – его подъёме на небо к Солнцу и пребывании среди богов, с которыми он отождествляется (напр., с Осирисом). Мн. речения из гробницы Униса больше нигде не встречены, а П. т. усыпальницы Иби ближе всего к Текстам саркофагов (21–18 вв. до н. э., см. Тексты заупокойные Древнего Египта); самые длинные П. т. у Пепи II (23 в. до н. э.) – 675 речений. Судя по вниманию к культу солнца, наибольшую роль в создании П. т. сыграли жрецы Гелиополя Египетского (см. в ст. Ра). Составление мн. заклинаний П. т. относят к эпохе первых династий, некоторые (напр., т. н. магич. речения против змей), наверное, ещё древнее. Наличие в каждой пирамиде своего набора П. т. предполагает существование свода. Фиксацию П. т. связывают с ослаблением царской власти – прежде цари были уверены в вечном провозглашении жрецами нужных заклинаний. Интерпретация П. т. осложняется архаичностью языка и выраженных им религ. представлений; остаётся открытым даже вопрос о порядке чтения: следует его начинать от погребальной камеры (как речения пронумерованы издателями) или, наоборот, от входного коридора. С Первого переходного периода (22–21 вв. до н. э.) изречения П. т. начинают использовать частные лица, их включают в сборники заупокойных текстов, предназначенных уже не только царям, но и подданным [Тексты саркофагов; затем Книгу мёртвых (16 в. до н. э. – 1 в. н. э.)], отд. заклинания копируют на погребальные памятники, в переработанном виде включают в записи храмовых ритуалов Позднего царства (1-е тыс. до н. э.).